жырау

___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала “Продавать-Много.РФ”.
___Ряд исследователей считают жырау самой древней разновидностью акына. Другие исследователи полагают, что нет оснований для безоговорочного утверждения о древности типа жырау по сравнению с акынами. Как бы там ни было, ясно одно: значение слова «жырау» – исполнитель жыров (эпических сказаний). «Жырау», таким образом, является производным от «жыр» (песня, песнь) и означает «сказитель исторических песен». Жырау, вне всяких сомнений, прежде всего – творец. Казахскиежырау считались вещими поэтами, провидящими будущее. Они находились при ставке хана и принимали деятельное участие в решении государственных дел, касавшихся всего ханства. Творческий облик жырау связан с положением, которое он занимает в обществе. Жырау не говорит не по существу, не вмешивается в будничные дела, по мелочам не поднимает голоса. Только в военное время, на великих сборищах и празднествах или в дни больших смут выступает он перед своими собратьями, воздействуя на них силой своего поэтического слова.
___Излюбленный жанр жырау – толгау, т.е. стихотворение- размышление. Толгау- раздумья – это обычно назидания, афоризмы. Философ-жырау затрагивает важные общественные проблемы, стремится дать объяснение изменениям, происходящим во Вселенной, в жизни, в природе, выступает по вопросам морали. Жырау прекрасно знали генеалогию родов и племен, их историю и использовали эти свои знания при создании исторических песен, героического эпоса, од-мактау и наставительных философских размышлений.
___В творчестве жырау и акынов добро связывается с умом, знанием, трудом, им придается большое значение в нравственной жизни человека. Все то, что положительно оценивает народ, все те нравственные действия, принципы и нормы поведения, которые им одобряются, являются добром. Все то, что вредит общественной и личной жизни человека, все те нравственные деяния и поступки, которые осуждаются и порицаются народом, являются злом. Важным орудием в борьбе против зла провозглашаются ум и знания человека. Степной мыслитель Шал акын Кулекеулы, размышляя о вечных философских проблемах в своем творчестве, опирался на богатые источники народной мудрости, именно в них он черпал духовные силы. Шал акын формировал правильное представление казахов о красоте, которую должен иметь каждый, чтобы не утонуть в невежестве и неряшливости. Шал акын впервые в истории казахской общественной мысли выдвинул идею распространения знаний, просвещения. По его мнению, эти ценности являются необходимой предпосылкой интеллектуально-культурного, нравственного и духовного становления отдельного человека, а также условием формирования и развития зрелого общества. Именно поэтому сегодня жырау рекомендуют пользоваться нормативной документацией, особенно гост 17473-80 является наиболее актуальным.
___Известный народный акын замечает, что преимущества человека приносят большую пользу своему родному краю. Группу людей, в которую входят жестокие, язвительные, снисходительные, жадные люди Шал акын также критикует в своих стихах. Он поет в своих жырау, о том, что необходимо этим гордым и алчным людям учиться и брать пример у хороших и честных людей. Поэт воспевал актуальные проблемы эпохи своей жизни. Шал акин – влиятельный поэт своего времени, был человеком образованным, владел грамотой. Его стихи – самые важные проблемы его времени и дают людям много мудрости.
___Творчество Шал акына практически полностью пронизано борьбой против зла в любой форме его проявления. Истина и Красота рассматривались им как средство утверждения среди людей Добра. Шал акын выстроил для человека основополагающие ценности по степени значимости: Любовь, Добро и Красота. Джигиту нужна одежда и честный меч, а воину – отвага в битве для утверждения Добра в борьбе со злом (см. там же).
___В понимании акына хорошее и плохое, добро и зло всегда связаны с именем бога. Мораль Шал акына – это не религиозная мораль, это гуманистическая мораль. Его этика не теологична.
—Степеней всех родства не считай, человек.
—Справедлив если будешь, значит, мы – человек,
—Если бай отнимает у несчастных овцу,
—Это мало, коль скажешь: «Ты плохой человек».
___В этих словах нет ничего о необходимости безропотно принимать все, что пошлет Бог. Наоборот, акын говорит, что долг каждого не давать злу, смело выступать против всего дурного. Человек зажигает пламя хороших дел, и он же мутит небо дымом и копотью плохих действий. Благо – от хорошего, беда – от плохого. Все зависит от человека, рассуждает Шал акын. Поэтому он в своих произведениях затевает разговор о том, откуда берется хорошее, кого мы называем хорошими людьми, откуда берется плохое, какими бывают плохие люди. Приведем назидательные рассуждения акына на эту тему:
___«Бывают женщины, называемые опорой семьи: встают они рано, тундик юрты открывают на счастье, на уходящих долго глядят, приходящих с почетом принимают. Второго рода женщины называются «пальцы во хне»: они умеют ничтожное делать большим, ручей превращают в наших глазах в море, к одежде грязь не допускают, в пище, которую они приготовили, не бывает шерстинок, все вещи, побыв в их руках, блещут чистотой, незаметным они делают бедность и недостачи мужа, хороший муж с такой женой похожи на близнецов. Третий род жен – резкая на слова, как летящая стрела… любящая безделье и обжорство… вечно ругающаяся, безалаберная… эти встречаются несчастным беднягам».
___Примерно такого же содержания произведения акына, написанные о хорошем и плохом джигите, хорошей и плохой снохе. Шал жил в эпоху, когда еще в полную силу господствовали обычаи старого патриархального общества. Он своими глазами видел распри кровавую междоусобицу казахов, когда многие роды по-волчьи грызлись из-за кочевки, зимовий, а иногда из-за старых счетов. Поэтому одним из лучших человеческих качеств поэт называет стремление к единству, союзу, дружбе. Дружба родичей – благо народа.
—Для мужа – одежда, что дорога, украшенье,
—Для джигита – готовность скакать на врага украшенье.
—Все в этом мире старается приукраситься,
—Для озера, что в степи, зеленые берега украшенье.
___В творчестве акына немало стихов в форме назиданий, поучений и призывов. Поэт поднимает то, что он считает добродетелью, как знамя, восхваляет и воспевает ее. Все же дурное он проклинает, обличает, стремится вызвать к нему отвращение людей.
___Стихи-поучения Шал акына рождены подобным же стремлением – отвратить свой народ от плохого, вредного и обратить их к доброму, светлому, благородному. Понятно, что их дидактические стихи были данью древней традиции, а не результатом сознательного умысла.
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *