Исследования действительных интеллектуальных стратегий

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет: 
___В развитии истории философии мы видим начало нового сдвига акцентов. Его мотивами явились более тщательные исследования действительных интеллектуальных стратегий, проявлявшихся в изменении теоретических исследовательских программ в физике и астрономии за последние три столетия. Мы не можем правильно отличить различные интеллектуальные цели, которыми руководствовались такие физики, как Галилей и Ньютон, Максвелл и Эйнштейн, выбирая свою линию мысли, если будем применять только квазилогическую терминологию. Различия в интеллектуальной стратегии между ними не были чисто формальными — дескать, один был “индуктивистом”, другой “фальсификационистом”, третий — “евклидианцем” и т.п. — они были субстантивными. Различия между их стратегиями и идеями вытекали из различных эмпирических идеалов “адекватности объяснений” и “теоретической исчерпанности”. Таким образом, в этих последних работах, в особенности написанных совместно с Эли Захаром, мы видим Имре подобревшим и принимающим более широкое и более основательное понятие существенного различия между соперничающими “исследовательскими программами. (В этом я усматриваю реальный шанс на сближение между его “исследовательскими программами” и моими “интеллектуальными стратегиями”.).
___Несмотря на этот важный сдвиг акцентов, многое во взглядах Имре осталось неизменным. Сравним шаг за шагом тексты “Доказательств и опровержений” и его поздних работ. Возьмем для примера его последнюю редакцию доклада “История науки и ее рациональные реконструкции”, сделанного в Иерусалиме (январь 1971 г.) и заново подготовленного к печати в 1973 г. Она открывается словами: “Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа”. Руководствуясь этой перефразировкой кантовского изречения, мы в данной статье попытаемся объяснить, как историография науки могла бы учиться у философии науки и наоборот”. 
___Возвращаясь к введению в “Доказательства и опровержения”, мы находим ту же идею применительно к философии математики: “При современном господстве формализма невольно впадаешь в искушение перефразировать Канта: история математики, лишившись руководства философии, сделалась слепой, тогда как философия математики, повернувшись спиной к наиболее интригующим событиям истории математики, сделалась пустой”. 
___Аналогично звучат завершающие фразы статьи Лакатоса 1973 года по философии науки, которые являются явной цитатой из его работы по философии математики 1962 года о “Бесконечном регрессе”: “Я позволю себе напомнить мою любимую — а теперь уже довольно избитую — фразу о том, что история науки (математики) часто является карикатурой ее рациональной реконструкции; что рациональная реконструкция часто бывает карикатурой реальной истории науки (математики); и что рациональная реконструкция как и реальная история выглядят карикатурами в некоторых исторических описаниях. Эта статья, думаю, позволит мне добавить: Quod erat demonsrandum”. 
___Короче, все те интеллектуальные задачи, которые Лакатос ставил перед собой в 1965 г. в философии науки, вместе с терминологией, употребляемой в методологии науки, просто переносятся на исследовательские процедуры естественных наук, идеи, развитые вначале для математических дискуссий по методологии математики и философии математики, теперь применяются к методологии и философии науки. 
___Особенно интересно проследить изменение отношения Лакатоса к попперовской проблеме “критерия демаркации” и к стандартам научного суждения. Во второй период своего развития он флиртовал с попперовской идеей о том, что философы обязаны дать решающий критерий для различения науки от “не-науки” или “хорошей науки” от “плохой науки”, находясь как бы вне актуального опыта естественных наук; они должны настаивать на подлинно критическом способе, которым ученый должен образовывать некоторые “рациональные” стандарты рассуждения, что и является конечным результатом его работы. Но в последних работах он делает уступки таким философам, как Полани, которые не так легко совместить с его ранними заявлениями. Например, в 1973 году в новой редакции иерусалимского доклада он явно отрицает вывод Поппера, что “должен существовать неизменяемый статус закона конституционального характера (заключенный в его критерии демаркации) для различения хорошей и плохой науки” как непозволительно априористический. Напротив, альтернативная позиция Полани, что “не должно и не может быть вообще никакого закона как такового ( statute law): есть только “закон для данного исследования” (case law) ”, теперь кажется ему “имеющей довольно много общего с истиной”.
___ 
_____________________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *