Политика в области качества

___Директор по технологии и качеству нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов ОТК: 
___В стандарте ИСО 9000:2000 политика в области качества определена как общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. А в примечании сказано, что, как правило, политика в области качества согласуется с общей политикой организации и обеспечивает основу для постановки целей в области качества. Первым вопросом, с которым сталкиваются при определении политики качества — это определение ее роли и места в деятельности предприятия и соотношение политики качества, миссии, стратегии и политики предприятия.
___В курсах менеджмента используется следующая иерархия понятий: миссия предприятия (то, для чего оно предназначено); цели (результаты, которые оно хочет достичь); стратегия (комплексный план по достижению долгосрочных целей); тактика (краткосрочная стратегия); политика предприятия (набор дополнительных ориентиров для правильного направления деятельности по реализации принятой стратегии). Так, миссия завода «Рено» — удовлетворение потребности общества в автомобилях, а главная цель — повышение доли на рынках сбыта. В соответствии с этим завод в 1998 году принял стратегию наращивания производства. Для реализации такой стратегии заводом была принята политика, предусматривающая снижение издержек и повышение конкурентоспособности, повышение производительности труда, тесное сотрудничество с поставщиками, введение ночной смены.
___Здесь политика качества наглядно вытекает из общей политики: из задачи повышения конкурентоспособности выпускаемых автомобилей и в свою очередь должна содержать основные направления работ и цели предприятия в области качества. Иначе говоря, политика качества – это дополнительные ориентиры для направления деятельности предприятия в области качества. Оформляется она в виде краткого заявления руководителя предприятия (обычно – одна страница). До работников предприятия политика качества доводиться в виде самостоятельного документа (вывешивается на рабочих местах и в кабинетах руководителей). Кроме того, политика включается в «Руководство по качеству», которое служит описанием системы качества и рассылается по подразделениям, а также представляется заказчиком для ознакомления при проверках системы качества в процессе заключения контрактов.
___Основными факторами, влияющими на формирование политики в области качества: ситуация на рынках сбыта, положение дел внутри предприятия (технологические возможности и персонал), выбранная стратегия и общая политика предприятия, общее состояние экономики и наличие инвестиций в развитие предприятия, научно-технический прогресс и достижение конкурентов. В условиях стабильной работы предприятия основным направлением политики качества должно быть, очевидно, опережение конкурентов в области качества путем введения постоянных усовершенствований своей продукции, для чего потребуется активное проведение научных исследований, разработка перспективных проектов, внедрение передовых технологий и подготовка персонала. В кризисные периоды, при спаде производства и нехватке инвестиций, в политике качества в первую очередь нужно будет, по-видимому, предусмотреть сохранение достигнутого уровня качества, способного на какое-то время поддержать спрос на продукцию. При этом ни в коем случае нельзя идти на поводу у тех, кто считает, что в такие трудные времена – «не до качества», лишь бы как-то выжить. По принципу: не до жиру, быть бы живу. И хотя в такие периоды основные усилия администрации действительно направлены на поиск заказов и инвестиций, в рыночных условиях эти усилия пропадут даром, если не будут подкреплены выпуском конкурентоспособной продукции. И тогда банкротство будет наиболее вероятным итогом деятельности предприятия. Поэтому главным направлением в политике качества в кризисных ситуациях должно быть использование всех имеющихся внутренних резервов для поддержания качества и поиск таких решений, которые позволили бы без снижения качества сократить затраты на производство продукции. Дополнительно к этому целесообразно предусмотреть более активное сотрудничество с заказчиками и поставщиками с целью совместного преодоления трудностей. Известное выражение « нужда – мать изобретательности» как нельзя лучше подходит для такой ситуации. В такие периоды необходимо также постоянно анализировать экономическую ситуацию в стране, для того чтобы использовать любые возможности для улучшения качества, которые будут появляться по мере выхода экономики из кризиса. Во всех случаях политика качества должна убеждать заказчиков в том, что на предприятии верно определены направления работ и цели в области качества и имеются реальные средства для их достижения, которые позволят предприятию поставлять продукцию требуемого качества.
___На практике, однако, приходится сталкиваться с тем, что в политике приводятся всем известные общие слова о важности качества, и вместо ясных целей и задач излагаются лозунги и ничем не подкрепленные общие декларации. Подобная политика, как бы красиво она ни была оформлена, вряд ли будет способствовать укреплению доверия к предприятию со стороны заказчиков. Такое доверие зарабатывается четким определением направлений работ в области качества и подкреплением их реальными возможностями.
___Для примера можно предложить политику качества, сформулированную в приказе по предприятию следующим образом. «Предприятие производит (указать какую) продукцию и придает особое значение качеству как основе ее конкурентоспособности. Обшей целью деятельности предприятия в области качества является безусловное удовлетворение требований заказчиков при выполнении заключенных контрактов и проведение необходимых исследований, направленных на дальнейшее повышение качества выпускаемой продукции. Мы намерены предложить нашим заказчикам и потребителям продукцию с широким спектром соотношения цены — качества и набором потребительских свойств в соответствии с их индивидуальными запросами. В соответствии с общей политикой предприятия принимаются следующие направления и цели в области качества. Далее в политике необходимо указать основные направления и планы работ по повышению качества выпускаемой продукции. После этого очень важно подкрепить заявленные планы имеющимися реальными возможностями. Сделать это можно, например, следующим образом). Для осуществления намеченных планов есть все возможности. Конструкторские отделы и лаборатории укомплектованы опытными и квалифицированными кадрами, оснащены современным оборудованием и способны проводить все необходимые исследования и разработки. Служба закупок совместно с конструкторскими и технологическими подразделениями проводит тщательный отбор поставщиков с целью обеспечения производства необходимыми материалами и комплектующими изделиями. Финансовое положение позволяет внедрять передовые технологии и осуществлять техническое перевооружение производства.
___Службой персонала организовано постоянное повышение квалификации работников. Уровень и способы мотивации персонала обеспечивают активное участие работников в решении задач в области качества. На предприятии внедрена и эффективно функционирует система качества, основанная на рекомендациях международных стандартов ИСО серии 9000. Соответствие системы качества международным стандартам подтверждено сертификатами (указать, если есть). Реализация заявленной политики качества находится под личным контролем генерального директора. Ход выполнения намеченных планов рассматривается в текущей работе по качеству и при ежегодном анализе эффективности системы качества по итогам прошедшего года и задачам на будущий год». Генеральный директор – (подпись, дата). Если заявленные возможности действительно имеют место и могут быть продемонстрированы заказчикам, такая политика может помочь укреплению авторитета предприятия и продвижению товаров, так как позволит заказчикам ясно представить себе направления работ и цели поставщика в области качества и убедиться в реальности их достижения при выполнении заключаемых договоров и контрактов.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Управление качеством продукции с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *