Понятие коммуникации

___Генеральный директор нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Понятие коммуникации возникло и получило распространение сравнительно недавно, в середине XX века. Его введение в научный обиход обязано исследованиям в области кибернетики и теории информации. Новаторские представления математиков К. Шеннона и Н. Винера о трансляции и обмене информации привели к возникновению теории коммуникации и ее широкому распространению за пределы точных наук. Их подход базировался на новой трактовке понятия знания и привел к пересмотру многих традиционных представлений в этой области.
___Заслуга математиков К. Шеннона и И. Винера заключается в том, что они смогли придать понятию знания квантифицируемый и операционализируемый математический вид. Шеннону удалось связать информацию с теорией вероятности и математической теорией энтропии. Энтропия – физическая величина, заимствованная из термодинамики (2-й закон термодинамики) и теории систем и характеризующая состояние неопределенности системы. Информация, по Шеннону, служит показателем снижения энтропии системы и может быть выражена количественно. Математическое понятие информации удается определить путем вычисления изменений в степени неопределенности разных состояний системы. Эту ситуацию иллюстрирует, например, классический пример с буридановым ослом, который должен умереть от невозможности выбора, если две охапки сена расположены от него на равном расстоянии. Знание о достоинствах этих охапок позволяет избежать неизвестности и сделать выбор. Близкие по духу концепции коммуникации разрабатывались и ранее, например R Якобсоном в лингвистике. Однако именно через каналы точных наук теория коммуникации стала завоевывать мир и проникать в социальную теорию.
___Информация в данном случае — это то, что помогает уменьшить неопределенность, получить ясность относительно дальнейшего состояния системы. Математики описывают ситуацию неопределенности с помощью понятия «информационного шума», или помех в коммуникации, — т.е. данных, которые не вносят определенности. Информация помогает уменьшить шум, помогает определить, по какому пути развивается система.
___Данный подход позволил создать математическую теорию информации, в русле которой информация трактуется как знание о состоянии системы. Стало возможным измерять информацию (для этого была введена величина измерения – «биты») и строить трансформационные уравнения для информации (состоянии энтропии). Это не то знание, которое определяется через отношение мысли к бытию. Теория коммуникации Шеннона – это теория «перемещения» информации, т.е. обмена данными между системами. На основе информатики и теории коммуникации были созданы первые математические теории управления – кибернетики. Благодаря серьезному переосмыслению понятия знания социальная теория смогла выйти за рамки традиционной гносеологической проблематики и сменить постановку вопросов в познании общества. В частности, идеи Н. Лумана почерпнуты непосредственно из математических кибернетических теорий.
___В традиции философской мысли знание никогда не проблематизировалось в количественном ключе. Проблема знания формулировалась как проблема адекватности и истинности, т.е. в своих качественных характеристиках. Понятие информации не отражает содержание и полноту познания, как это традиционно определялось в философии, а отталкивается от функциональности, которую информация выполняет в обществе. В отличие от знания информация не претендует на полноту и предельность, а является прикладным и служебным понятием. Знания приобретают качество информации только в том случае, если они помогают системе меняться и адаптироваться к изменениям в ее окружении. Информация не может быть истинной или неистинной, она скорее трактуется как ресурс с точки зрения обладания. Информация не имеет статуса абстрактного мысленного бытия, которое испокон приписывалось знанию, она лишь характеризует состояние материальной системы в пространстве и времени. Она несет в себе знание конкретных характеристик предмета познания, которые конституируют предмет, и не участвует в создании более общего, понятийного представления о предмете. Нельзя иметь информацию о красоте природы или о Боге. Информация характеризует действия и события, измеряемые изменения и их потенции, а не «положения вещей». Информацию порождает только взаимодействие с предметом, изучение его изменений вследствие этого взаимодействия. И использоваться информация может только для прикладного взаимодействия с предметом, иначе невостребованная и никак не используемая информация теряет свое качество информации. Можно сказать, что в представление об информации заложена конструктивистская теория познания, в которой знание всегда продуктивно и имеет прикладной характер.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *