Принцип обеспечения качества продукции

___Директор по технологии и качеству нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов ОТК: 
___Принцип обеспечения качества продукции заключается в следующем: Чтобы эффективно управлять качеством, мы должны ясно представлять себе, от чего зависит качество продукции, знать принцип обеспечения качества. Кроме того, мы должны знать, какова «технология» управления качеством, то есть принцип управления качеством. Иначе говоря, мы должны знать, что надо делать для достижения требуемого уровня качества и как это надо делать. Ответы на эти вопросы включают в себя как основные, принципиальные положения, так и множество разнообразных способов и методов, которые применяются на практике для обеспечения качества. Наша задача – определиться в принципиальных вопросах. Это позволит иметь общие ориентиры в работе по качеству на предприятиях, чтобы не утонуть в море частных факторов и факторов, влияющих на качество продукции.
___Ранее мы условились понимать качество как совокупность свойств и характеристик продукции. Эти свойства и характеристики формируются при создании продукции и в зависимости от требований заказчиков могут быть самыми разными как по уровню, так и по сочетанию. Поэтому в реальной жизни мы имеем дело с различными уровнями качества, говорим о сортности, о низком или высоком качестве продукции, о тех или иных вариантах или моделях выпускаемых изделиях.
___Принцип обеспечения качества продукции логично подразумевает процесс формирования необходимых свойств и характеристик продукции при её создании. И не только процесс, но и результат, когда говорят, что требуемое качество достигнуто (обеспечено). Практикам хорошо известно, что всегда, когда на предприятиях обсуждаются проблемы качества, приводится множество самых разнообразных факторов, препятствующих решению этих проблем: тут и качество проектирования, и уровень технологии, и качество покупных изделий и материалов, зарплата и квалификация работников, условия труда и так далее. И если попытаться выявить и перечислить все факторы, влияющие на качество, то окажется, что практически вся производственная деятельность предприятия и все то, что ее обеспечивает, прямо или косвенно, в большей или меньшей степени влияет на формирование качества. Поэтому для того, чтобы ясно представить себе общие принципы обеспечения качества, необходимо применить метод обобщения — сгруппировать сходные частные факторы и благодари этому выделить основные факторы, а точнее — группы факторов, влияющих на качество.
___К настоящему времени практика уже достаточно убедительно вскрыла сущностные предпосылки обеспечения качества продукции и показала, что основными факторами качества служат материальные, административные и человеческие факторы. Еще А. Файоль, один из основоположников науки управления, рассматривал организацию как совокупность материального и социального организма. Сейчас, с развитием науки управления, можно сказать, что для обеспечения качества требуется: материальная база, включающая в себя необходимые материальные ресурсы, инфраструктуру и оборудование, обеспечивающие применение передовых технологий для организации современного производства; квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе; эффективный менеджмент, обеспечивающий рациональную организацию работ и умелое управление предприятием в целом и управление качеством в частности, направленное на создание продукции требуемого уровня качества.
___Квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе, и передовая технология с соответствующей материальной базой определяют необходимую основу для выпуска высококачественной продукции. Поэтому эти факторы можно, по-видимому, считать фундаментом, базой качества. Третий необходимый фактор качества – эффективный менеджмент дополняет это фундамент, позволяет реализовать возможности, которые создаются материальной базой и человеческим фактором. Ибо нельзя выпускать продукцию, имея только станки, материалы и людей. Нужно ещё организовать работу и наладить управление.
___Таким образом, можно, по-видимому, с уверенностью утверждать, что указанные факторы – материальная база, необходимая для внедрения передовых технологий, заинтересованный и квалифицированный персонал и эффективный менеджмент – составляют в совокупности не только необходимые, но и достаточные условия для обеспечения качества продукции. Как показывает практика, первоочередным фактором, с которого надо начинать решение проблемы качества, является человеческий фактор, а в нем – заинтересованность работников в хорошей работе и повышении качества продукции. Объясняется это прежде всего тем очевидным соображением, что незаинтересованный работник не будет хорошо работать даже на прекрасном оборудовании, а заинтересованный будет искать, находить и использовать любые возможности для достижения высокого качества выпускаемой продукции. Только заинтересованность работников предприятия способна разорвать замкнутый порочный круг, который может сложиться в экономике и порождать выпуск продукции низкого качества. Существо этого порочного круга условно можно представить следующим образом: изготовителю оборудования трудно обеспечить требуемое качество, имея плохие материалы, а поставщику материалов столь же сложно повысить качество, если у него плохое оборудование для их производства.
___В такой ситуации только интерес может заставить работников находить и использовать все имеющиеся резервы, чтобы хоть ненадолго ненамного, но улучшить качество материалов, изготовленных на своем устаревшем оборудовании. И тогда замкнутый порочный круг превратится в цикл ускоренного саморазвития: улучшенные материалы, выпускаемые одними предприятиями, повысят качество оборудования, изготавливаемого из этих материалов другими предприятиями, а затем это более качественное оборудование позволит улучшить материалы на первых предприятиях, и так далее. На такой основе обеспечивается выживание и дальнейшее развитие предприятий. Если же у работников нет особой заинтересованности в повышении качества, то они всегда могут сослаться на объективные причины, и замкнутый круг будет казаться непреодолимым.
___Попытка решить проблему поставкой хороших материалов и нового оборудования от сторонних поставщиков может улучшить качество на какое – то время, но если работники по-прежнему не будут заинтересованы в хорошей работе, то после прекращения влияний со стороны все вновь вернется «на круги своя», к тому же порочному кругу. Так же, как двигатель автомобиля не заведется после выключения стартера. В результате на рынке останутся те самые сторонние предприятия, которые способны поставлять хорошие материалы и оборудование. Иначе говоря, только интерес, подкрепленный хорошей материальной базой, способен стать тем фундаментом, на котором при эффективном менеджменте можно добиться обеспечения требуемого качества продукции.
___Как известно, интерес работников к хорошей работе зависит от того, способствует ли такая работа удовлетворению их индивидуальных целей и стремлений. Поэтому цели и стремления работников должны быть предметом постоянного внимания администрации. Без заинтересованности работников борьба за обеспечение высокого качества продукции будет обречена на неудачу, несмотря на внедрение новейших технологий и применение самых передовых методов и подходов в управлении качеством. И если говорят, что реклама – двигатель торговли, то интерес можно назвать двигателем качества (как, впрочем, и количества).
___Таким образом, принцип (концепция) обеспечения качества продукции может быть сформулирована следующим образом: для обеспечения качества продукции требуется материальная база, необходимая для применения передовых технологий, квалифицированный и заинтересованный в хорошей работе персонал и эффективный менеджмент, то есть – рациональная организация работ и четкое управление предприятием, в том числе управление качеством продукции. При этом первоочередное и решающее значение имеет заинтересованность персонала в хорошей работе.
___Изображенную концепцию (принцип) обеспечения качества можно сопоставить с причинно-следственной диаграммой К. Исикавы, широко известной под названием «рыбий скелет». Как известно, диаграмма К. Исикавы применяется как инструмент для анализа причин возникновения дефектов на рабочих местах. На ней представляются первичные факторы, влияющие на качество продукции: человек, машина, материал, метод, а если нужно – вторичные и третичные факторы.
___Схема также представляет собой причинно-следственную диаграмму, но в отличие от диаграммы К. Исикавы, она предназначена для демонстрации общего принципа (концепции) обеспечения качества, в связи с чем на ней приведены основные, обобщенные факторы качества: материальная база, технология, персонал и менеджмент, включающий в себя организацию работ и управление предприятием, предусматривающее управление качеством и другими аспектами деятельности предприятия. При этом технология работ и менеджмент определенным образом объединяют персонал и материальную базу, образуя процесс производства. Необходимость учета управления (менеджмента) была отмечена выше и объясняется тем, что оно также является одним из основных факторов, влияющих на качество. Важность управленческого фактора была принята во внимании. Международной организацией по стандартизации (ISO – ИСО) при выпуске стандартов ИСО серии 9000 с рекомендациями по созданию систем качества на предприятиях.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Управление качеством продукции с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *