Процесс «новация-инновация-стереотип»

___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала “Продавать-Много.РФ”.
___Процесс «новация-инновация-стереотип» имел для традиционного общества преимущественно эндогенный характер, хотя некоторый диалог культур существовал всегда. Перемены вызревали как ответ на внутренние проблемы и природные катаклизмы.
___Экзогенный фактор также присутствовал в виде чужой или собственной военной агрессии, или в виде торговли с иными территориями. Эндогенный фактор перемен господствовал над экзогенным, традиционное классическое общество было в значительной мере самодостаточным. Это одна из причин замедленности перемен, замедленности превращений в цепочке «новация-инновация-стереотип». Т. Парсонс отмечает, что в любой социальной системе происходят два вида процессов. Одни процессы носят регулирующий и интегрирующий характер, выступают в качестве стабилизаторов, обеспечивают непрерывность и воспроизводство общества. В свою очередь процессы структурных изменений затрагивают систему основных ценностей и норм. Структурные изменения – это изменения в ценностях, регулирующих взаимодействие системных единиц
___Процесс «новация-инновация-стереотип» показал свою эффективность, когда необходимо срочно заказать проект дома вместе с прилегающей территорией. В отношении традиционного общества можно говорить о столь полной адаптации социокультурной сферы к природному и инокультурному окружению, обеспечивающей сохранение и воспроизводство жизни данного общества в рамках традиции, что происходит массовое отторжение новаций: «Общество и культура могут так хорошо приспособиться к своей экологической нише, что утратят способность к инновациям, необходимым для достижения более высоких уровней технологической и социальной организации». В данном случае адаптация к инокультурному, иноконфессиональному окружению зачастую сводится к ограничению контактов и контролю над ними.
___Если западноевропейские общества «выросли» из своего «традиционного» состояния и вступили в современность благодаря эндогенным факторам, естественному внутреннему развитию, то для большей части мира этот процесс был привнесен извне, причем зачастую экзогенные факторы были представлены в чистом виде в ходе процесса колонизации. Насильственная вестернизация, т.е. прямой перенос западных институтов на почву традиционных обществ, привела их к цивилизационному расколу. Элита, как правило, после периода внутренних колебаний и противоборства, принимала инокультурный опыт, прежде всего в той его части, которая предполагала получение определенного «процента» прибыли от совместной эксплуатации не-элиты и природных недр, приобщения к бытовым преимуществам, даруемым цивилизацией.
___Не элита, т.е. народ, не получала или получала в незначительной степени преимущества цивилизации, неся все бремя издержек и эксплуатации, связанное с насильственной модернизацией. Не элита опирается в данном случае на традиции национальной культуры и систему ценностей, сложившихся в рамках данной традиции. Ей свойственна некоторая «архаизация», в том числе связанная с преобладанием мировоззренческих ценностей над инструментальными, с моральным осуждением деятельности, направленной на получение прибыли. Наблюдается отчуждение от имплантированных политических институтов и ценностей, которые приобретают «неаутентичный характер», т.е. свобода слова может выражаться в «сливах компромата», в клановости и т.п. В целом наблюдается редукция имплантированных культурных образцов, их огрубление. Ульф Ганнерс выдвинул теорию «глобальной ойкумены», рассматривая сценарий восприятия трансплантированной западной культуры традиционными обществами, «периферией», Этот сценарий получил название «периферийной коррупции» и заключался в «отфильтровывании» высших ценностей культуры, вызванном уровнем культуры- реципиента, а также в адаптации инокультурного опыта к существующим традициям. Например, демократические ценности и институты могут быть «адаптированы» и автократической политической культурой, но их содержание в значительной мере будет «выхолощено».
___Модернизация усиливает существующие различия в политической национальной культуре элиты и не элиты, из гомогенной в до модернизационный период она превращается в гетерогенную. В национальной политической культуре исчезает консенсус по поводу основ жизни и целей данного народа. Таким образом, в течение длительного времени остается открытым вопрос, в какую сторону будут двигаться национальные культуры в условиях, когда основные политические субкультуры зачастую разнонаправлены.
___Политическая организация современных обществ долгое время рассматривалась в традиционных обществах как нечто второстепенное, а то и вовсе не значимое. То, что демократическое общество является как бы «вечным двигателем», обеспечивающим саморазвитие во всех областях жизни, в том числе в науке, промышленности, военном деле, гуманитарных областях культуры, стало понятно значительно позднее. Казахстанскую культуру следует рассматривать как культуру общества, не завершившего модернизационный этап, имеющую разновекторную направленность на «почву» и «цивилизацию», и вследствие этого не определившуюся в направлении своего общего развития, открытую искушениям как с Запада, так и с Востока. Это сближает казахстанскую культуру с культурами иных стран, не завершивших модернизацию. Свои «западники» и «почвенники» есть в России, Турции, Мексике, Индии, странах мусульманского Востока. Словом, во всех странах, в той или иной форме затронутых модернизацией. Казахстан встал на путь «догоняющей модернизации», когда заимствовались технологические приемы, инструментальные знания, относящиеся к сферам промышленности, науки, военного дела. Барьеры, преграды на пути модернизации национальных социокультурных систем обусловлены сопротивлением «глубинных пластов жизни», отношений и ценностей, исторически сложившихся подобного рода обществах. Обоюдность адаптации как необходимое условие имплантированного инокультурного опыта, с одной стороны, и ценностей, отношений, символических смыслов и культурных кодов – с другой, стала понятна в последние десятилетия. До этого классические модернизационные теории предполагали необходимым условием успеха модернизационного процесса полную перестройку «старого» традиционного человека и его отношения к себе и социуму. Успешный прорыв в современность Японии и «новых индустриальных стран» Азии поколебал эти несколько «волюнтаристские» настроения.
___Любая культурная национальная традиция содержит консервативную и креативную составляющие. Креативная составляющая традиции обусловливает способность культуры генерировать новации, которые могут быть восприняты обществом на данном этапе своего развития. Так, в африканских деревнях был внедрен не новый трактор, а модернизированный плуг на воловьей тяге. Данную попытку можно отнести к предпосылкам модернизации, это своего рода подготовка к восприятию более сложных форм инокультурного опыта. В странах, вставших на путь модернизации, но не завершивших модернизационный «проект», его успешное завершение в той мере, в какой оно вообще возможно, связано с использованием части собственной культурной традиции. В Таиланде, например, был использован опыт низовой организации и прямой демократии общины, оставшейся в наследство от доклассового общества. Община была использована и в Японии как проводник новой идеологии, своеобразный посредник между инокультурными требованиями модернизации и не готовым к ним индивидом. Корпоративный дух японской общины органично перешел в японские корпорации с их пожизненным наймом на работу, системой личной преданности корпорации, обусловливающей и возможность действий члена корпорации даже за пределами личной выгоды, материального стимулирования, что совсем не характерно для западного общества.
___Азиатские примеры успешного социально-экономического и культурного развития, выход на конкурентоспособные позиции по отношению к западной цивилизации, во всяком случае, в сфере технологий, расширили само понятие современного общества, до этого включавшее только общества западной цивилизации. Очевидно то, что страны, начавшие осуществлять модернизационный проект позднее, используя синтез инокультурного опыта и собственной традиции, в некоторых случаях могут обгонять тех, кто осуществляет его уже давно. Между всеми этими культурными подразделениями, охватывающими то целую социальную формацию, то группу народов, то отдельные этносы, идут непрерывные процессы культурного взаимодействия. Их совокупность формируют культурные элементы, в той или иной мере распространившиеся по всему миру. И хотя процесс приобщения к комплексу общемировой культуры все новых народов – само по себе явление бесспорно прогрессивное, очень важно, чтобы при этом не исчезли бесследно, а сохранились бы в отдельных сферах жизни этнически специфичные, так называемые национальные элементы культуры, так как трудно угадать, какой из них может когда-нибудь оказаться ценным приобретением для всего человечества.
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *