Разнообразные виды деятельности общества

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации инженеров сектора познания и разработки технологических процессов: 
___Разнообразные виды деятельности общества, судя по всему, выполнялись внутри одной и той же организации и в большинстве случаев одними и теми же людьми. Не существовало никакого институционального разделения этих деятельностей, и если Мертон пришел к выводу, что от 40 до 70% исследовательских проектов общества (в 1661, 1662, 1678 и 1686 гг.) не имеют никакой видимой связи с практическими нуждами, то это говорит скорее о диапазоне данных деятельностей с современной точки зрения, чем отражает тогдашнюю категоризацию исследовательских сфер. Критерием институционализации, следовательно, была не дифференциация между теоретическими и практическим интересами, между поиском истины и решением практических проблем, а систематизирующая и структурирующая функция эмпирических и экспериментальных процедур, которые в это время могли быть в принципе применены ко всем естественным и искусственным объектам.
___Учреждение Французской академии наук в 1666 г. обозначало компромисс между утилитарной и более перспективной культурными ориентациями. У Академии была двойственная функция — иметь дело с техническими проблемами, поставленными перед ней королем, и в то же время прославлять его за поддержку наук. Эта двойственность отразилась на критериях выбора новых членов, которые были явно направлены не только против сторонников строгих религиозных и философских убеждений, но и против любителей, лишь поверхностно заинтересованных в прогрессе знания. Щедрая финансовая поддержка государства и реальная работа в Академии подчеркивают более высокую степень институционализации того, что рассматривалось тогда как наука. При Лувуа была принята более «техническая», или «практическая», ориентация, но она влекла за собой в первую очередь применение знания к изобретению безделушек для короля. Реорганизация в 1669 г. просто утвердила изменения, которые произошли в предшествующие годы. Консультационная функция была кодифицирована, и Академия получила монополию выдавать патенты. Внутри Академии стала преобладать тенденция рассматривать суждения по научным и техническим вопросам как одну и ту же академическую деятельность. Критерии членства соответствовали этой точке зрения в том смысле, что только тот, кто сделал себе имя либо в науке, которую он представляет, либо открытием или изобретением машины, мог быть представлен к избранию. Подобным же образом статут Академии предусматривал, что каждый член обязывался посвятить себя данной науке, но в то же время распространял свои исследования на все, что полезно и интересно.
___Вероятно, наиболее разительным проявлением чисто академических функций и состояния производимого Академией исследовательского знания было убеждение, что ключом к прогрессу была рационализация ремесел посредством применения истинного «научного метода», который был зафиксирован в публикации «Description des Arts et Metiers» («Описание искусств и ремесел»), замысленной еще Кольбером. Да и «Энциклопедия» помогла стимулировать широкое распространение энтузиазма к науке, став важным элементом Просвещения.
___Из этого схематичного описания академий видно, что в том, что может быть аналитически определено как первая фаза развития современной науки, не существовало никакого институционального различия между наукой и техникой (оба термина берутся в современном значении). По этой самой причине неуместно говорить об институционализации науки в современном смысле, ибо академии как организационные пункты «новой науки» еще заключали в себе многочисленные конкурирующие (или, скорее, еще не отдифференцированные) критерии социальной релевантности. Истинность и полезность рассматривались как идентичные или по крайней мере как не исключающие друг друга. Религиозные системы мышления определяли границу между законными и незаконными объектами исследования и систему ценностей, на которой покоился и политический авторитет суверенна.
___Эта ситуация высвечивается при взгляде на распространение знаний. Необходимо помнить, что академия как институт возникла в качестве нового типа организации, специально созданного для удовлетворения нужд новой экспериментальной науки и ее деятелей, которые, по определению, были любителями. Этот новый институт был необходим потому, что традиционный университет был основан на других принципах производства и распространения знания и, следовательно, сопротивлялся новой идее экспериментальной науки. (Ситуация была несколько иной в Германии, где университетская реформа удалась очень рано — в 1697 г. был открыт новый университет в Галле, — сохранив таким образом прочную институциональную преемственность, что привело к относительной незначительности академии как институциональной новинки по сравнению с ее французским и английским аналогами.) Хотя между университетами Франции, Великобритании и Германии существовали явные различия в развитии, структуре и функции, общей характеристикой этого института является то, что вплоть до XVIII века включительно он занимался в первую очередь теоретическим обучением и традиционными гуманитарными исследованиями. Помимо духовенства, только две профессии, будучи институционализированы, имели своих представителей на университетских факультетах или кафедрах — юриспруденция и медицина. Новые экспериментальные науки и искусства не включались в университетские учебные курсы еще очень долго.
___Заканчивая эту главу, необходимо напомнить о предупреждении, высказанном вначале, а именно что описанное развитие возникает из специфического сочетания традиций, когда произошла дифференциация теоретических (философских) и практических устремлений. Институциональное единство науки и техники было достигнуто, хотя для многих ученых философская традиция, как оказалось, была более важной. «Новый метод», однако, стал общим знаменателем интересов по производству знания при всем их расхождении.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *