Рефлексия на уровне собственного Я

___Генеральный директор нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Рефлексия на уровне собственного Я представлена системой образов, схваченных нами в интерсубъективном пространстве, в процессе коммуникации, когда только в образе другого мы способны воспринять себя, то есть свое Я как оформленную целостность, где образы других воспринимаются как собственный образ, как зеркальное отражение себя в другом, alterego. Значит, система образов, с которыми себя отождествляет обыденное сознание, на самом деле не есть действительное Я. Образ Я, которое мы ошибочно воспринимаем как свое подлинное Я, является порождением воображения, складывающемся в общении с другим, утверждает Лакан. «Собственное Я, о котором мы говорили, абсолютно невозможно отличить от тех воображаемых присвоений, которые и формируют его с головы до пят – в его происхождении и в его статусе, в его функции и в его актуальности, через другого и для другого. Другими словами, диалектика, лежащая в основе нашего опыта, располагаясь на самом внешнем уровне действительности субъекта, обязывает нас понимать собственное Я как без остатка вовлеченное в тот процесс прогрессирующего отчуждения, в котором в феноменологии Гегеля складывается самосознание». Субъект рассматривается Лаканом в ракурсах реального, воображаемого и символического. Если собственное Я выполняет функцию воображаемого, порождая систему образов на уровне восприятия взаимоотношения себя с внешним миром, что может быть представлено на уровне сознания непосредственно, то вслед за Фрейдом, он позиционирует подлинное Я или, Я-субъект, если можно так выразиться, в бессознательном. Субъект недоступен непосредственному восприятию, его невозможно выявить без анализа, так как он опосредован множеством символических связей, труднодоступных интерпретации при наличии противоречий, а тем более конфликтов внутри субъекта, которые обнаруживает психоанализ в таких, на наш взгляд, механизмах рефлексии как вытеснения, сопротивления, замещения, регрессия и т.д. «Бессознательное, – утверждает Лакан, – полностью ускользает из круга достоверных вещей, в которых человек осознает себя в качестве собственного Я. Именно вне этого круга существует нечто, имеющее полное право называться Я и демонстрирующее это право уже тем фактом, что именно заявляя о себе в качестве Я, оно появляется на свет. Это и есть то самое, чего область собственного Я, всегда готового выдать себя в анализе за Я в собственном смысле слова, не желало знать». Отсюда, считает Лакан, возникает иллюзия – как в обыденном сознании, так и в современной психологии, отождествляющая субъект, его Я с сознанием.
___Субъект в этом плане более глубок и всеобъемлющ и, частично выражая себя через собственное Я, не совпадает с ним, хотя может иногда идентифицировать себя ошибочно с ним, но их ценности или, по выражению Фрейда, желания имеют различное происхождение. Собственное Я Лакан рассматривает в качестве объекта, системы образов, в которых мы узнаем себя и отождествляем себя с ним как с очевидностью целостности нашего образа, но этот образ имеет воображаемый, галлюцинаторный характер, характер иллюзии.
___Воображаемое, однако, возникает вместе с миром символического. Человек создает объектный мир как прообраз себя и своей деятельности, наполняя его ценностями, смыслами, символическими значениями, посредством которых он вступает в отношения с другим и другими и этот мир, обретая относительную самостоятельность (а иногда и отчужденную отдаленность), служит неким экраном, в котором эти отраженные образы напоминают, намекают людям на смыслы и значения, которые они сами же вложили в них в процессе деятельности и общения, но их узнавание чаще происходит на бессознательном уровне.
___Субъект, т.е. подлинное Я возможны как саморефлексия, учет субъектом самого себя, и, так как Лакан разделяет мысль Фрейда, что подавляющая часть Я субъекта бессознательна, то надо полагать, что рефлексия, предполагающая не только обращенность Я к себе, но и его саморазвитие, самоизменение, возможна на уровне бессознательного. Прямо об этом Лакан не заявляет, но из логики его суждений вытекает такой вывод, что на уровне собственного Я, то есть системе восприятия себя, как целокупного образа, рефлексия не может достигать уровня воспроизведения субъектом самого себя, следовательно, вопреки всей классической философии и психологии, начиная с Р.Декарта, основывавшихся на понимании рефлексии как сознания, Лакан ограничивает рефлексию областью бессознательного.
___На наш взгляд, рефлексия может и должна охватывать всю совокупность психического целого – как сознания, так и бессознательного. Рефлексия, учет субъектом самого себя возможны на бессознательном уровне. Это означает, что глубинное подлинное Я, отождествляясь с определенным ценностным смыслом, способно свободно избирать себя, свои ценности, развиваться, изменяться, изменять свои жизненные ориентиры под влиянием различных ситуаций бытия и само строить свое особое бытие. При этом учет себя, своих чувств, предпочтений, импульсов может производиться без участия осознаваемых процессов. Однако, это не означает, что полноценная рефлексия может осуществляться в обход сознания, ведь ценностный смысл как творческий потенциал, связанный с онтологической свободой человека предполагает обращенность к себе, рефлексивное отношение к своему выбранному смыслу, но всегда открыто для пересмотра, переоценки себя, субъект в конечном счете не детерминирован ими, ведь его всеобщей основой остается свобода, открытость иным возможным смыслам и соответствующим им способам его бытия.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *