Самоидентификация субъекта

___Генеральный директор нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов: 

—1.) Самоидентификация субъекта была зафиксирована в свое время в более простом и ясном выражении «Я есмь Я», позже – в весьма глубокой и практически труднореализуемой выражении-формуле древних мыслителей «Познай самого себя», еще позднее – в великом вопрошании Омара Хайяма: «Оглянись на себя, и подумай о том: кто ты есть, где ты есть и куда же потом?», а в настоящее время – «Я – это Я? И если да, то насколько?». И эти извечные вопросы «Кто Я?», «Кто Мы?» вновь актуализировались в постсоветский период, когда новые суверенные государства и их государствообразующие этносы начали выяснять и уточнять свою идентичность и самоидентичность путем переосмысления и «упорядочения» своей отечественной истории и своего этногенеза и нациогенеза.
—2.) В начале приведу логически выстроенный понятийный аппарат, с помощью которого и можно «войти» в проблему самоидентификации любого субъекта, в данном случае человека: «познание – идентификация – самопознание – самоосмысление – самоидентификация – самость – самовосприятие – самоощущение – самоопределение – самоактуализация (самоосуществление, самореализация) – самоутверждение – самооценка – самосознание». При этом исходным («корневым») понятием выступает «идентификация», ключевым понятием – «самоидентификация», сущностным понятием – «самость», а результирующим понятием – «самосознание». Корневое понятие «идентификация» (лат. identificare) означает отождествлять, отождествление, установление совпадения чего-либо с чем-либо, кого-либо с кем-либо. «Идентификация» как процесс осуществляется субъектом «извне» и/или «вовне» к объекту идентификаций, когда устанавливается тождественность чего-либо с чем-либо (кого-либо с кем-либо), находящихся вне данного субъекта, осуществляющего «процедуру» идентификации. «Самоидентификация» же осуществляется субъектом «изнутри» и/или «вовнутрь», т.е. отождествление самое себя (самого себя, самой себя) с самим собою. Отсюда самоидентификация есть процесс (процедура) самоотождествления (самоуподобления) субъекта с самим собой.
—3.) «Самость», означающая самотождественность субъекта самому себе есть промежуточный, хотя существенный (сущностный), результат самоидентификации. В свою очередь, «самость», проявляется в двух формах: а) в «этовости», означающей самотождественность единичного (напр., отдельного индивида, человека самому себе по принципу «Я – это Я»); б) в «чтойности» и/или «ктойности», позволяющих соотнести данную «самость» с другими элементами (членами) этого же или расширенного «этого» множества. Например, отдельного казаха, в одном случае, как индивида с себеподобными индивидами или группами казахского этноса («Я – казах»), в другом – как представителя тюркского суперэтноса вообще («Я – тюрк»), в третьем – представителя человечества вообще («Я – человек»), которым и относит он себя. Иными словами, «самость» есть субстанция, уникальная ценность, метасмысл, сердцевина, «стержень» (по В. Шукшину) человеческой природы индивидуума и его сообществ на различных уровнях их организации и самоорганизации. «Самосознание» есть результирующее вышеприведенного понятийного строя понятие, особенно ряд понятий, имеющих прилагательное (приставку) «само». И оно, по сути, есть конечный результат самоидентификации. При этом и идентификация, и самоидентификация любого субъекта осуществляются на основе, прежде всего, изначально имманентных (атрибутных) ему свойств, признаков и ценностей, а затем уже – привнесенных или приобретенных. Отсюда весьма важным актом самоидентификации являются четкое определение и фиксация имманентных, а также критическая оценка и переоценка привнесенных извне свойств, признаков и ценностей субъекта самим этим субъектом. Кроме того самоидентификация человека есть по сути и одновременно онтологическое и гносеологическое основание его социализации на разных уровнях ее осуществления.
—4.) Не вдаваясь в детали теоретических тонкостей обсуждаемой темы, в качестве методологического подхода к проблеме самоидентификации выдвигаю следующий тезисутверждение: «человек является и исходным, и промежуточным, и конечным пунктом самоидентификации». При этом в качестве исходного пункта человек предстает как «свернутое» в нем самом человечество, в качестве промежуточного пункта – как субъект того или иного этноса, нации, государства, а в качестве конечного пункта – в виде человечества в целом как «развернутый» во всем своем богатстве человек. Участникам конференции и читателям хочу предложить авторскую логику и следующие уровни (или этапы) самоидентификации человека как исходного субъекта, рассматриваемых в координатах мировой человеческой истории. Эти уровни (или этапы) одновременно являются последовательными ступенями социализации человека в направлении становления его как личности, начиная от исходного человека-индивида и до конечного человека-личности во всемирном (общечеловеческом) масштабе. Итак, они таковы:
—4.1.) Уровень самоидентификации человека как особого вида примата в качестве представителя рода человеческого (исходная человеко-родовая СИ, позволяющая отличить его от животного мира);
—4.2.) Уровень самоидентификации человека как члена семьи (семейная СИ);
—4.3.) Уровень самоидентификации человека как члена кровнородственного клана (клановая СИ);
—4.4.) Уровень самоидентификации человека как члена рода (родовая СИ);
—4.5.) Уровень самоидентификации человека как члена племени (племенная СИ);
—4.6.) Уровень самоидентификации человека как члена народности (субэтническая СИ);
—4.7.) Уровень самоидентификации человека как члена этноса (это и есть собственно этническая самоидентичность: казахская (казахскость), русская (русскость), немецкая (немецкость) и т.д.);
—4.8.) Уровень самоидентификации человека как члена нации (национальная, гражданская СИ в масштабе отдельного государства, например, Казахстана);
—4.9.) Уровень самоидентификации человека как члена суперэтноса (суперэтническая СИ, например, тюркская, славянская, романская и т.д.);
—4.10.) Уровень самоидентификации человека как члена макрорегионального человеческого сообщества (макрорегиональная СИ, например, западноевропейская, латиноамериканская, азиатско-тихоокеанская, евразийская и т.д.);
—4.11.) Уровень самоидентификации человека как члена континента (континентальная СИ, напр., евроазиатская (в том числе европейская, азиатская, американская, африканская, австралийская);
—4.12.) Уровень самоидентификации человека как члена той или иной антропологической расы (антрополого-расовая СИ, например, европеоидная, монголоидная, негроидная);
—4.13.) Уровень самоидентификации человека как члена человеческого сообщества вообще (общечеловеческая, общемировая, общепланетарная, общесоциумная СИ в масштабе Вселенной). На этом уровне находились в частности такие величайшие мыслители как Лао- цзы, Сократ, Абай, которые, не забывая свое этнопроисхождение, возвеличивали, прежде всего, общечеловеческие ценности.
___Данная логика и перечень уровней самоидентификации выстроены мной на основе эволюционного принципа и интегрально-базового критерия ценностной субординации (иерархизации) феномена самоидентификации человека, который включает в себя различные производные критерии самоидентификации, а именно: этногенетический; антропологорасовый; половозрастной; георасселенческий; национально-цивилизационный; ментальнокультурологический; религиозно мировоззренческий; социально-классовый; профессионально-деятельностный и т.д.
—5.) На основе вышеизложенного сформулирую несколько предположительных выводов.
—5.1.) Каждый отдельный человек (или любой другой субъект) Земли в силу своей собственной интеллектуально-культурно-духовной развитости идентифицирует себя преимущественно с тем или иным вышеприведенным уровнем самоидентификации. Так, к примеру, в целом для казахов в силу ряда объективных и субъективных причин присущи преимущественно четвертый-пятый уровни, т.е. родоплеменная самоидентификация. Более «высокие» уровни самоидентификации, в том числе этнонациональные, к сожалению, все ещё не сформировались в полной мере, что порождает такие явления как клановость и трайбализм во многих сферах общественно-политической жизни страны.
—5.2.) По мере повышения уровня самоидентификации субъекта более «низшие» их уровни никуда не исчезают, они лишь уходят «в основание», составляя фундамент и одновременно порождая разнообразие самого этого базиса (по принципу «единство в многообразии») более «высших» уровней самоидентификации человека, общества и всего человеческого социума. Здесь «работают» принцип диалектики всеобщего, общего, особенного, единичного и методы восхождения от абстрактного к конкретному и нисхождения от конкретного к абстрактному, в результате чего человек как исходный субъект и человечество как конечный субъект самоидентификации смыкаются по принципу «Человек-Индивид – Человечество – Человек-Личность».
—5.3.) Каждый из этих уровней по-своему «хорош» и оправдан, но в четко определенных отношениях и пределах, за границами которых он (каждый уровень) начисто теряет свою ценность, оправданность и привлекательность. Например, кровнородственный уровень самоидентификации казахов надежно защищает от кровосмешения между родственниками минимум до седьмого колена (биологический фактор) и благоприятно сказывается в установлении здоровых семейно-брачных отношений (социальный фактор).
—5.4.) Разработка как общей, так и частных теорий самоидентификации человека (и Казахстана как субъект-государства) является сверхактуальной в условиях всеусиливающейся тенденции нового «вавилонского столпотворения» в мировом масштабе. При этом «путеводной нитью» самоидентификации может служить выдвигаемая мной, исходя из логики и ценностной ориентации самоидентификации человека, идея (формула): «Я, как член определенного этноса (нации), есть прежде всего представитель рода человеческого вообще и в этом своем статусе я ответствен и за себя, и за свой народ, и за все человечество в вечном поиске и постижении объективной Истины и божественной Мудрости Вселенной, создании всеобщей Гармонии и Красоты Жизни, привитии подлинных Добра и Любви Человека к самому себе, другим людям, Жизни и Вселенной».
___В заключение хочу особо отметить, что разработка теории и овладение соответствующим ей механизмом (методологии, методики, технологии) самоидентификации с учетом ее общеисторической логики и ценностной субординации человека, есть наиболее верный и гуманный способ «снятия» бессмысленных, во многом наносных и искусственных, барьеров, недоразумений, противоречий, конфликтов и даже войн между людьми, этническими и религиозными сообществами, государствами и другими социальными образованиями современности.
___Другими словами, очевидно, в будущем будет работать девиз «Познай самого себя во имя торжества истинно человеческого (человечного) в человеке»! Да будет так!
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *