Свобода

___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала “Продавать-Много.РФ”.
___Свобода является фундаментальной потребностью человека, без реализации которой он не может жить полноценно.Свобода играет особую роль как в развитии личности, так ив самоопределении и самореализации. Она дает ему возможность формировать себя в качестве единственного и неповторимого, принимая собственные, порой непростые решения и получать свой уникальный жизненный опыт. Но в реальной жизни возможность реализации свободы находится под постоянным давлением.Изнутри «человека точат страсти находящегося в нем животного, которое вовсе не хочет знать о каких-то правилах и ограничениях…, извне человека давит общество, которое пронизано определенными правилами, нормами, обычаями и т.д. и государство с его силовыми структурами». И в этой связи важным является понимание условий обеспечения максимально возможного освобождения человеческой деятельности. Однако по причине многогранности понятия свободы, его исследование в широком смысле представляется достаточно затруднительным. Здесь мы встречаемся с необходимостью разделения понятия. И в том смысле, что свобода «стиснута изнутри и извне», а проявления человека могут быть как внутренними, так и внешними, мы, следовательно, и разделим свободу на внутреннюю и внешнюю. В контексте данной статье интерес для нас представляет именно внутренняя свобода. Поэтому целью работы является определение условий ее реализации.
___Свобода – это такая неотъемлемая часть жизни человека, без которой никуда не денешься, как мощный станок листогиб не может существовать без листового металла. Что же такое внутренняя свобода? Г.Гомперц про внутреннюю свободу говорил так: «свободным вообще мы называем того, кто независим от кого-либо другого. Безусловно свободным, следовательно, должен называться тот, кто независим от всего другого, или от всего, лежащего вне его. А внутренне свободным был бы тот, кто обладает этой неограниченной независимостью не благодаря внешней власти надо всем (тогда он был бы Богом), а благодаря внутреннему превосходству над этим. Следовательно, внутренняя свобода означает власть определять произвольным образом не внешнюю судьбу, а внутреннюю, независимо от всего внешнего». Подобно немецкому философу В.Виндельбанду, который свободу воли определял на основании осмысления волевой деятельности, мы определим внутреннюю свободу на основании осмысления внутренней деятельности. Под внутренней деятельностью мы понимаем внутреннее проявление личности, которое базируется на сочетание личных качеств, жизненного опыта, системы ценностей и убеждений, и выражается в желании, мышлении, выбирании, мечтании, планировании, восприятии и интерпретации мира, и других внутренних процессах, происходящих в сознании человека. Эта деятельность, как и любая другая, является целеустремленной, направленной на определенные цели. Одной из таких целей является регулирование внешней деятельности. Исходя из взглядов Г.Гомперца и того смысла, который мы придали понятию внутренней деятельности, мы теперь можем определить внутреннюю свободу.
___Внутренняя свобода – это состояние внутренней независимости от внешних событий и влияний, являющееся результатом осознанной и беспрепятственной внутренней деятельность. Однако исследование свободы в отрыве от факторов ее подавления будет неполноценным, поэтому нам важно определить и те явления, которые ограничивают внутреннюю свободу. Одним из таких явлений мы можем назвать желание, которое, если человек его не задерживает, неизбежно переходит в действие. И если индивид не в силах контролировать желание, то он попадает в зависимость от него. Точнее от того внешнего, что служит удовлетворением этого желания. Еще одним фактором ограничения внутренней свободы является страх. Это явление очевидно несовместимо с состоянием эмоциональной независимости от внешних событий и влияний, потому что представляет собой внутренний механизм защиты от них. Но, пожалуй, самым существенным из явлений, подавляющих внутреннюю свободу, мы можем назвать такой феномен, как внутренний конфликт. Природу внутренних конфликтов изучала американский психолог и психоаналитик Карен Хорни. По ее мнению, они обусловлены желаниями, убеждениями или ценностями, сталкивающимися в антагонистических противоречиях. О тягости выбора между желаниями пишет в своей работе «О Свободе воли» и В.Виндельбанд: «То обстоятельство, что я могу выбирать, есть приятное чувство свободы, – что я должен выбирать, есть неприятное чувство несвободы». При этом тягость выбора обусловлена схожей интенсивностью желаний и невозможностью их удовлетворения в одно и то же время.
___Но в чем причина этих конфликтов? И что нужно, чтобы их разрешить? Причина кроется в системе ценностей человека. При решении внутренних конфликтов, по мнению Карен Хорни, ключевое значение имеет «предоставление пациенту возможности построить собственную иерархию ценностей и применять ее непосредственно в жизни.». Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев система ценностей и убеждений формируется в детстве, когда собственного жизненного опыта практически нет. Внутреннего «материала» для строительства этой системы совершенно недостаточно, поэтому в ход идет «материал»внешний (влияние родителей, социума, средств массовой информации и т.д.). И в этой связи хочется обратить особое внимание на то, что К.Хорни говорила именно о «собственной иерархии ценностей». Это важно потому что чужая, «навязанная» иерархия ценностей, как, впрочем, и сами ценности, в более зрелом возрасте начинает серьезно противоречить собственному, к тому моменту уже полученному, жизненному опыту человека. Это впоследствии порождает и другие внутренние конфликты. Но разве можно построить новую, собственную иерархию ценностей без рефлексии уже существующей иерархии? Определенно нет. Под рефлексией мы понимаем не столько процесс наблюдения,направленного на внутреннее действие сознания, как это понимал Джон Локк, сколько проявление критического мышления. Дайана Халперн определяет критическое мышление как «использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью». В свою очередь Джуди А.Брауси Дэвид Вуд говорят о том, что «критическое мышление – это разумное, рефлексивное мышление, которое фокусируется на решении того, во что верить и что делать. Критически мыслящие люди пытаются понять, осознать собственные предубеждения для того, чтобы быть объективными и логичными, и для того, чтобы понимать другие точки зрения». Из вышенаписанного напрашивается вывод: разрешение внутреннего конфликта, а, следовательно, и некоторое внутреннее освобождение возможно при определенных внутренних трансформациях. Последние, в свою очередь, возможны при условии критического мышления.
___В своей работе «Жизнепонимание греческих философов и идеал внутренней свободы» Г.Гомперц описывал внутренние трансформации, происходящие в процессе созревания личности верующего человека.По этой причине в размышлениях о внутренней свободе он использовал вполне религиозное понятие «искупление». Он считал, что «всякое искупление есть внутреннее освобождение». Под искуплением он, в свою очередь понимал переход взглядов человека от партикуляризма к оптимистическому универсализму. На первой ступени этого развития человек путем разного рода молитв, ритуалов и жертвоприношений вынудить у Бога дарование благ и отвращение бедствий. И это, по его мнению, является очевидным проявлением партикуляристического миросозерцания. На второй ступени человек начинает жить угодной Богу жизнью, веруя в то, что это обеспечит ему в будущей жизни такую долю, которая вознаградит его за невзгоды земного существования. Эта надежда вооружает его против превратностей этой жизни, и этим все больше внутренне освобождает его от внешнего влияния. И, наконец, на третьей ступени религии человек обретает исключительно «верующее упование» на Бога, в котором относится ко всему, что с ним происходит, как коблагу, в той или иной степени. Это упование дает ему ощущение счастья и единства бытия. «Пусть даже мы думаем, что это верующее упование, это дарующее спокойствие сознание единства лишено объективных оснований. Но и в таком случае нельзя отрицать, что оно позволяет верующему переносить самые тяжкие невзгоды судьбы со спокойствием, с тихой преданностью и радостной уверенностью. Таким образом, для верующего – будь его вера чиста и тверда – зло совершенно исчезает из мира, и его внутренняя судьба становится совершенно независимой от внешней». Именно таким путем верующий человек достигает внутренней свободы. Г.Гомперц описывает вполне очевидные трансформации сознания, которые просто невозможны без критического мышления. Помимо трансформации системы ценностей и решения внутренних конфликтов, критическое мышление позволяет брать под контроль собственные желания и страхи. Ведь в попытке познания их природы и причин их возникновения, человек получает возможность управлять ими, он обретает над ними власть. Он становится способным осознавать желания и задерживать их не только за счет усилий воли, но и посредством определения их значимости для достижения стоящих перед ним целей.
___Внутренняя свобода является результатом внутреннего развития личности.Сутью этого развития является переход от одного, более примитивного состояния в другое, более совершенное. Этот переход невозможен без критического осмысления старых ценностей и убеждений и новых полученных и/или открытых знаний. Критическое мышление позволяет личности вести осознанную, беспрепятственную внутреннюю деятельность, направленную на саморегулирование и достижение внутренней независимости.В этой связи не остается сомнений в том, что критическое мышление есть неотъемлемое условие реализации внутренней свободы человека.
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *