Современный глобализирующийся мир

___Генеральный директор нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Современный глобализирующийся мир вступает в новый этап цивилизационного развития – эпоху Четвертой промышленной революции, которая была объявлена главным вариантом будущего в развитии мирового мега-социума в 2016 году в Давосе на Всемирном экономическом форуме. Причем, как совершенно справедливо отмечали многие исследователи, «Представление нового технологического уклада шло исключительно в режиме рекламного буклета с упором на потребительские эффекты («умный дом», «умный город», «интернет вещей»), производственные возможности (искусственный интеллект, роботизация, принтеры) и экономические выгоды (взрывной рост инвестиций)». В условиях новой глобальной реальности, в условиях усиления мировых тенденций десуверенизации государственных образований практически все страны мира сталкиваются с необходимостью новых модернизационных преобразований, которые требуют соответствующих теоретических и практических разработок. Причем модернизационные преобразования должны касаться как сфер экономики и политики, так и сферы духовности. Более того, сфера духовности в этих преобразованиях должна играть ведущую роль. Там переплетается сразу и духовность и модернизация.
___Вообще, сам термин модернизация (один из наиболее распространенных вариантов процесса мирового развития) наряду с понятием Модерн (как эпоха), по мнению многих исследователей, имеют неясное и многозначное (полисемантичное) содержание, что «затрудняет выработку критериев их определения и применения в политологических исследованиях». При этом предполагается, что «осмысление сущности Модерна может быть, вероятно, осуществлено за счет использования самой «неокончательной», доопределяющей логики, поразительного разнообразия и изменчивости этой эпохи». Надо отметить, что такая «неокончательная», доопределяющая логика никак не облегчает понимание неясного и многозначного содержания этих терминов. Кроме того, предлагается учитывать и технологическую коннотацию (сопутствующее значение) понятия модернизации, связанную с технологическими новшествами, осуществляемыми в производственно-технических процессах.
___Современные технологические новшества, основанные на так называемых «сингулярных технологиях», позволяют человеку творить новую реальность, новое бытие, которое некоторые исследователи называют суррогатной онтологией (скорее всего, в первую очередь, имеется в виду так называемая «виртуальная реальность»). Прорыв в новую реальность осуществляется при помощи синтеза технологий high-tech и high-hume – технологий, направленных на изменение природы и живого человеческого сознания. Этот мощный синтез вобрал в себя фактически все новейшие технологии. Это всевозможные нанотехнологии, информационно – медийные технологии, нейро-чипные технологии, «виртуальная реальность», искусственный интеллект, технологии нейрокомпьютерных интерфейсов, позволяющие работать с компьютером бесконтактно – силой мысли, нейроимплантантные технологии, с помощью которых человек сможет переводить свою личность в электронную форму и т.д.
___Под влиянием таких технологий, как отмечают многие исследователи, бытие нашего мегасоциума подвергнется глобальным изменениям, которые чем далее, тем более будут приобретать лавинообразный характер. Таким изменениям подвергнется и сам человек, его генетические, физические и интеллектуальные данные, а также этико-онтологическое отношение, как к природе, так и к собственному бытию. Новая социокультурная действительность, формирующаяся под воздействием «сингулярных технологий», дает возможность технологически осуществлять неоднозначные (по своим последствиям) целенаправленные изменения генетической, антропологической, социокультурной идентичности человека, неконтролируемое изменение глобального метаболизма антропосферы и т.д. Такое воздействие на бытие мегасоциума, формирует амбивалентный эффект, то есть порождает как блага, так и глобальные угрозы. Кто и как сможет использовать возможности «сингулярных технологий» – вот, пожалуй, главный вопрос и проблема «новой реальности». От этого вопроса «кто и как?» будет во многом зависеть «новое бытие» человека.
___Ранее уже отмечалось, что в условиях формирующейся новой глобальной реальности практически перед всеми государствами современного мира встают задачи модернизационных преобразований. Что касается терминов модернизация, Модерн, то, несмотря на неясность, полисемантичность их содержания, они стали широко использоваться в современной политической науке и, может быть, чуть менее широко – в социальной и политической философии. Можно согласиться с тем, что философский подход к пониманию феномена модернизации предполагает его (этого феномена) рассмотрение как «совокупности экономических, демографических, психологических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа». В контексте такого понимания политическая модернизация рассматривается как «один из аспектов универсального процесса модернизации социальной». Согласно известному американскому политологу Д. Растоу, модернизация, как процесс быстро увеличивающегося контроля над природой, включает в себя три типа революций: технологическую (индустриализация, урбанизация), социальную (дифференциация общественных групп) и интеллектуальную (рационализация, секуляризация и т.д.). Что касается термина Модерн, были разработаны общие организующие принципы эпохи Современность/Модерн (П. Штомпка), а также различные концепции политической модернизации (У. Ростоу, Д. Растоу, С. Хангтингтон и др.).
___Социально-экономическая модернизация, политическая модернизация, повышение уровня политического участия (в составе политической модернизации) требуют новых идеологических подходов, усиливающих, в первую очередь, мобилизационную, консолидирующую, эмоциональную функции идеологии, то есть требуют идеологической модернизации, новых подходов в контексте политической идеологии. Нашу страну, как известно, большинство исследователей общественного развития относят к обществам так называемого транзитного (переходного) типа, а в контексте концепции волн демократизации С. Хангтингтона Казахстан, на наш взгляд, можно отнести к обществам третьей волны демократизации. C. Хангтингтон выделяет три типа процессов перехода к демократии обществ «третьей волны»: трансформация, смещение и замещение. В Казахстане, на наш взгляд, эти процессы осуществляются по 1-ому типу – трансформации (элиты инициируют и возглавляют процессы перехода). При этом нельзя не учитывать, что политическая модернизация, понимаемая (по С. Хангтингтону) как массовая мобилизация и развитие политического сознания и участия и политическое развитие как создание сложных и автономных политических институтов, в свою очередь, также влияют на социально-экономическую модернизацию.
___В контексте моделей модернизации (а конкретно, так называемой направляемой модели) нашу страну можно отнести к обществам «позднего старта», в которых государство брало на себя основную ответственность за социально-экономические и политические преобразования. Согласно парадигме обществ «позднего старта» Александра Гершенкрона, в этих обществах исключительное значение приобретает фактор идеологии модернизации, который оказывает непосредственное влияние на формирование политики государства (как среднесрочной, так и долгосрочной) и политическую ситуацию внутри страны. В целом, сложность современного этапа цивилизационного развития заключается, в первую очередь, в том, что научно-технологический прогресс сопровождается масштабным духовным кризисом. Подавляющее большинство исследователей согласно с тем, что именно научнотехнологический прогресс, освобожденный от ориентации на всестороннее, свободное и универсальное развитие духовной сущности человека, его творческих способностей и дарований, привел к возникновению тотально дегуманизированного мира – мира, в котором система взаимодействия природы, общества и человека подчинена отчужденной от духовнонравственных измерений логике потребностно-полезностных отношений. В рамках такой логики, как говорил К. Маркс, триумф научно-технического прогресса покупается ценой моральной деградации человека.
___Новый этап цивилизационного развития многие исследователи называют постиндустриальным обществом, или обществом знания, ведущими характеристиками которого становятся производство и эксплуатация информации и знания. Теоретическое знание становится ведущим принципом социальной организации, а постиндустриальное общество развивается в направлении информационного общества или общества знания. Однако сегодня знание в, так сказать, чистом виде, без вектора развития человеческой цивилизации в сторону нового понимания духовности не способно обеспечить не только общество процветания, всеобщего благоденствия, социальной справедливости, но и сохранение человека как вида. В истории человечества было немало попыток создания действенных духовных учений. Но, как известно, нравственный императив обеспечить очень непросто, поскольку нравственность, духовность в течение практически всей истории человечества относили к сфере личного выбора каждого отдельно взятого человека. Сегодня, на наш взгляд, есть все основания для формирования нового подхода к пониманию феномена духовности, основанного на новом понимании принципа целостности и новейших научных исследованиях. Суть нового подхода состоит в том, что под духовностью (в контексте сказанного выше) следует понимать не только и не столько мораль или интеллектуальность, но и осознание своего единства с окружающим нас миром и формирование на основе такого осознания новой модели поведения, нового нравственного, поведенческого императива, построенного на гармонии, сотрудничестве и заботе об окружающем мире. То есть, современные научные исследования, отрефлексированные серьезным философским анализом, перекликающиеся с древними эзотерическими и мистическими учениями, дают возможность такого понимания духовности, когда она (духовность) совершенно точно не является сугубо личным делом каждого отдельно взятого индивидуума. Такая духовность должна рассматриваться, в первую очередь, как практическая необходимость. Новый подход к пониманию духовности должен опираться на новое понимание принципа целостности, значение которого для современной науки огромно. Сущность нового понимания принципа целостности заключается в смещении акцента (придании большего значения) с феномена самодостаточности, самодетерминированности объекта на его «извне-окружение» (всеобщие связи), в новом подходе к проблеме соотношения «части» и «целого» (в противоположность прежнему «конвенциальному»), опирающемся на серьезные научные концепции, претендующие на статус Теории Всего. Новому пониманию принципа целостности способствовал, в свою очередь, формирующийся сегодня и имеющий огромное значение для современной науки в целом холономно-голографический подход. Основная мысль этого подхода заключается в следующем базовом тезисе: в любой самой малой части любой системы содержится информация обо всей системе. Причем такое понимание соотношения части и целого не противоречит явлению эмерджентности, согласно которому у системного целого утверждается наличие свойств, не присущих его подсистемам и блокам. В преодолении своего рода антиномичности вышеуказанной ситуации, на наш взгляд, важную роль играет введение в рамках холономно-голографического подхода понятий субстрата и информации, причем информация проявляется как сущность, а субстрат выступает как явление. Понятие информации в данном контексте несет в себе более глубокое (в отличие от обыденного понимания), «онтологическое» содержание, «изначально заданную данность» (В. Налимов), а именно: имеется в виду та общая база, что лежит в основе всех явлений окружающего нас мира.
___Холономно-голографический подход способствует формированию новых мировоззренческих и концептуально-методологических подходов и в философии, а именно: позволяет объединить, «примирить» метафизику и диалектику, материализм и идеализм в рамках новой синтезирующей философии. Таким образом, новое понимание принципа целостности, в котором акцент смещается в сторону всеобщих связей и который основан на холономно-голографическом подходе, предполагающем новое решение одной из ключевых проблем философии – проблемы соотношения «части» и «целого» (в противоположность прежнему «конвенциальному»), – способствует, в свою очередь, новому подходу к пониманию феномена духовности. Суть этого нового подхода, как уже отмечалось ранее, состоит в понимании духовности как практической необходимости. Исходя из сказанного выше, можно обосновать необходимость духовной модернизации мирового сообщества наряду с социально-экономической, политической модернизацией. Более того, новый подход к пониманию духовности как практической необходимости позволяет рассматривать духовную модернизацию как необходимое условие осуществления других типов модернизации (экономической, политической, идеологической).
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *