Структуры научных революций

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет: 
___В промежуточный период своего творчества — Имре склонялся к тому, чтобы применить к естествознанию всю полноту историцистского анализа, уже примененного им к математике. Почему? Почему он колебался перенести выводы “Доказательств и опровержений” на естествознание во всей полноте и таким образом соответствующий историцистский анализ изменяющихся критериев рациональной критики в науке?. Я не могу найти вразумительного ответа на этот вопрос в ранних работах Имре по философии науки, и потому мне приходится вернуться к умозрительной гипотезе. Она состоит в следующем: первоначальное восприятие и интеллектуальное воздействие “Структуры научных революций”, а именно, по существу “иррационалистический” вариант историцизма, выраженный в первом издании этой книги — вот что заставило Имре сделать крутой разворот . По моим наблюдениям, в течение ряда лет Имре был вполне амбивалентен относительно “Доказательств и опровержений” и даже был близок к тому, чтобы отречься от них . Те из нас, кто восхищался этой работой и советовал Имре перепечатать первоначальную серию статей как отдельную монографию, были обескуражены его нежеланием сделать это . И если мы сопоставим концепцию Лакатоса с первоначальным вариантом теории Куна, и заметим их чрезвычайное сходство, мы сможем увидеть в ретроспективе, чем он был так озабочен . Что если его собственные идеи относительно влияния “математической революции” на критические понятия истины, доказательства и значимости были бы прочитаны как то, что имеет те же иррационалистические последствия, что и концепция Куна о “научных революциях”? Учитывая этот риск, легко понять, почему он, вероятно, почувствовал необходимость занять более устойчивую позицию, в которой с его теории “научной рациональности” были бы однозначно сняты любые возможные обвинения в историцизме или релятивизме. В этом отношении идеи Поппера о “третьем мире” и “критерии демаркации”, служащие для различения хорошей и плохой науки, видимо, обеспечивают более безопасную оборонительную линию. 
___С течением времени Имре преодолел свои опасения и рискнул вернуться на прежний путь. Мы видим, что “Лакатос3” отрицает априорный “критерий демаркации” Поппера как слишком жесткий, и возвращает методологии естественных наук нечто вроде исторической релятивности (в отличие от релятивизма), которой он ранее отдавал дань в математической методологии. На этой финальной стадии, например, он полагал, что тезис Полани о значимости “case law” в исследовании научного суждения “содержит в себе немало истины”. И несмотря на все его дополнительные толкования и замечания о необходимости сочетать “мудрость научного жюри и его case law” с аналитической ясностью философского представления о “statute law”, он пришел к недвусмысленному отрицанию концепций “тех философов науки, кто принимает за бесспорное то, что общие научные стандарты являются неизменяемыми и разум способен познать их a priori”. 
___По крайней мере в этом отношении “критерий научного суждения” Имре был вполне открыт историческим изменениям и пересмотру в свете философской критики и научного опыта, как Майкл Полани или я того требуем. То ли профессиональный союз с Эли Захаром в конечном счете повлиял на Лакатоса и помог ему возвратиться к этой позиции, то ли он пришел к этому своим путем — это уже другой вопрос. В любом случае, как я уже говорил на UCLA- симпозиуме, мне было приятно приветствовать Имре, который вернулся к реальным проблемам. 
___Что я разумею под этим? Позвольте мне вкратце пояснить этот момент. Как только Имре прочно стал на позицию “Лакатос3” и допустил “case law” и историческую релятивность в критерий научного суждения — все его толкования и разъяснения не могли уже без конца отодвигать решение некоторых фундаментальных проблем, которые возникают перед кем бы то ни было, кто принимает такого рода историческую релятивность. Например, что делать с проблемой “в конечном счете”? Что если наши нынешние научные суждения и даже наши нынешние критерии оценки этих суждений будут пересмотрены и изменены спустя какое-то время по причинам, вытекающим из будущих интеллектуальных стратегий, которые сегодня мы не можем предвидеть? Я оставлю в стороне легкую иронию Имре по поводу моего “гегельянства” и его ссылку на хорошо известное замечание Мэйнарда Кейнса о том, что “в конечном счете мы все умрем”. Хотя Имре отказывался признать проблему “в конечном счете” как законную в его рецензии на “Человеческое понимание”, аргумент, которым он при этом пользовался, сам заводил его в ловушку .
___ 
_____________________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *