Технократические идеи

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет: 
___Точно так же как существует возможность подчинения техники и технической деятельности экономике, есть опасность и иного свойства: подчинения политики техническому прогрессу, опасность доминирующей роли в обществе всемогущей техники и ее носителей. Именно это и породило проблему технократии. 
___Идеи, близкие к технократическим, не новы. Они существовали еще в древности. Даже мысль Платона об обществе, управляемом «философами», то есть мудрецами, можно интерпретировать как призыв к некой «эксперто-кратии». Современные же технократические концепции берут свое начало в трудах американского социолога и экономиста Т. Веблена и получили распространение почти во всех развитых странах. Их сторонники приписывают научно-технической интеллигенции особую роль не только в экономике, но и в управлении обществом в целом. В такой «экспертократической» и «сциентократической» системе взглядов и сама политика рассматривается как базирующаяся на технических знаниях «социальная техника» и т.п. Критики этой концепции называют такое общество «технической цивилизацией» (Хельмут Шельски), в которой человек не только является «конструктором мира», но и сам становится «объектом конструирования», то есть технократическое общество заранее планирует и определяет условия и в конечном счете также смысл индивидуального и социального бытия человека. В таком обществе всякое значительное техническое новшество порождает новые психические и социальные ситуации и отношения, формирует новые цели и задачи, и на этой основе возникает некое подобие «технического государства», в котором все приоритеты, да и сама судьба общества предоставлены научно-технической элите. Такая перспектива, по общему мнению критиков технократизма, грозит всем современным развитым индустриальным обществам изменить не только социальные структуры обществ, но и внутриструк-турные отношения и связи. На место социальных и политических норм и законов вступают закономерности вещей, созданных научно-технической цивилизацией. Тем самым и демократия теряет, так сказать, свою классическую субстанцию, деформируется онтологически: на место политической воли народа вступают вещные законы. В этих условиях демократия как форма политики, базирующаяся на воле народа, становится чистейшей иллюзией. При этом технократическое «поведение» охватывает не только общество как целостный организм, но и каждое его звено: в производственном или ином предприятии, крупных и малых учреждениях руководители-технократы, подобно бюрократам, с которыми их роднит нечто существенное (принцип командования), могут подчинить «интересам» технических инноваций саму личность, моральные установки, обычаи и личностные отношения работника-человека, стремясь превратить его в робота, и во имя абстрактного «общего», технического прогресса попросту подавлять человеческую личность и индивидуальное творческое начало. 
___Критики технократии, как видим, ставят реальные проблемы и предупреждают против вполне реальных опасностей, в предотвращении которых роль философии, в частности философии техники, значительна. Она, собственно, сводится к защите простого положения: не человек и общество для техники, а техника — для человека и общества. Как мы уже говорили, когитативная, мыслительная сфера техники, где формируются (технические) идеи и замыслы, проекты и планы,— тот источник, на основе которого философия с помощью своих фундаментальных социологических, этических, философско-правовых и фи-лософско-технических установок и интерпретаций может убедить общество в неприемлемости технократической перспективы прогресса. Философия техники может в наибольшей мере способствовать выработке разумных альтернатив концепциям технократии. И многие авторы сборника предпринимают такие попытки.
___ 
________________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *