Трансцендентально-рефлексивное обоснование

___Генеральный директор нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Тем не менее при ближайшем знакомстве с положениями трансцендентальной прагматики тезис окончательного обоснования этики кажется логичным. Трансцендентально-рефлексивное обоснование опирается на обнаружение априори моральных структур мышления, очевидность которых для мышления не менее достоверна, чем логическое знание. Если для Декарта исходным пунктом для уяснения априори сознания был сам факт мышления, а для Канта – факт категориального мышления в форме научно-теоретического знания, то Апель считает такой подход философии сознания «укороченным» путем для трансцендентальной рефлексии. Без языка, как говорил Витгенштейн, невозможно даже «дойти» до сомнения. Сомнение предполагает инстанцию утверждения, и поэтому Апель предлагает исходить из более глубокого корня декартовского cogito – невозможности отказаться от самого притязания на истину, которая звучит в перформативном аспекте и в его, и в каком-либо другом аргументе.
___Отличие [моего трансцендентального аргумента] состоит, в сущности, в том, что мы можем уяснить, что даже в радикальнейшем рефлексивном дистанцировании и постановке под вопрос всех случайных предпосылок нашего существования (и это означает: в одном только мышлении) мы не только должны обратиться к трансцендентальному сознанию, но в a priori интерсубъективной претензии на смысловое значение и на истину мышления мы зависим от предпосылок языка и некоего, в принципе неограниченного, коммуникативного сообщества».
___Апель подчеркивает безусловную ценность открытия Витгенштейна о невозможности «частного языка»: «только один и только однажды не может следовать правилу». Язык представляет собой систему, которая существует исключительно в рамках интерсубъективного употребления. Поскольку мышление в языке – хотя бы в форме платоновского «разговора души самой с собой» – принимает логическую форму аргументации, то именно аргументация и аргументативный дискурс представляют ситуацию, в которой априорные положения мышления выступают в наиболее эксплицированной форме. Такая ситуация является обязательной предпосылкой, априори всякой аргументации: ее нельзя оспорить, не ставя под вопрос собственной аргументативной компетентности.
___Основным приемом Апеля в его попытке идентифицировать этически релевантные прагматические правила аргументации является выявление перформативных противоречий. Предпосылки, без признания которых нельзя быть сознательным участником аргументативного процесса, есть сами правила аргументации, и, пытаясь оспорить правила аргументации в ходе самой аргументации, делающий такую попытку впадает в перформативное противоречие. В изложении Апеля этика является лишь иной перспективой, в которой проявляются основоположения трансцендентальной прагматики. Так, нормативные требования к речевому акту – понятность, истинность, нормативная правильность, правдивость – являются одновременно этическими требованиями, если они оцениваются не с точки зрения «фактичности» коммуникации, а с точки зрения ее «долженствования» и нормативности. Если речевой акт не удовлетворяет нормативным требованиям, он, с объективистской позиции наблюдателя, является просто неполноценным. Но с позиции участника дискурса он является ложью, т.е. моральным нарушением в ходе коммуникации.
___Этика ответственности и принцип дополнительности.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *