Философия маркетинга

___Директор по технологии и качеству нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов ОТК: 
___Многие ученые – экономисты называют маркетинг философией. Почти везде в таких случаях мы встречаем голословные штампы о нескончаемой заботе о человеке, о том, что смысл этой философии – холить и лелеять драгоценного Его Величество Потребителя. При этом маркетинг преподносится как несомненная добродетель, проявление любви бизнеса «к ближнему своему, как к самому себе». Во всех книгах, во всех учебниках – одна и та же добродетельная цель маркетинга: помочь высокочтимому, горячо любимому простому человеку, Его Величеству Потребителю удовлетворить мучающую его нужду. В свое время Филлип Котлер предложил вполне благородную концепцию: маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Кто может возразить против благородства такой позиции? Можно привести целую плеяду выдающихся маркетологов, поющих гимн маркетингу как гуманистической философии бизнеса.
___Смелость более честно посмотреть на сущность маркетинга взяли на себя Джек Траут и Эл Райс, которые в своих «Маркетинговых войнах» дали ясно понять, что позиция Котлера, мягко говоря, не соответствует действительности. Траут справедливо утверждает, что все человеческие потребности уже давно выявлены и удовлетворяются каким-то товаром или услугой. Не выявленных потребностей – нет! И суть маркетинга – битва конкурирующих компаний за потребителя. Здесь уже не о какой благородной концепции речь не идет. Есть враги – конкурирующие фирмы, есть военный трофей – потребитель, есть поле битвы – сознание потребителя. «Маркетинговые войны ведутся не на полках магазинов, – пишут в своей книге «Маркетинговые войны» Джек Траут и Эл Райс, – они ведутся в головах потребителей». Маркетинг у них выступает в качестве стратегии и тактики ведения маркетинговых войн, а также в качестве непосредственного оружия. Они не считают нужным лицемерить, как многие другие апологеты маркетинга, и низводят потребителя от иллюзорной роли Его Величества Потребителя до жалкой, унизительной роли военного трофея. Потребитель здесь выступает даже не в качестве пешки, солдата, а в качестве контрибуции, доставшейся победителю. Позиция Котлера и позиция Траута и Райса – два крайних взгляда на потребителя. Возможно, истина должна быть где-то посередине. Котлер и Траут копнули только маленькие ямки на огромном поле этой новой философской концепции, не подозревая о том, что со стремительностью и беспощадностью общепланетарного урагана эта философская система бескомпромиссно меняет сознание всего человечества.
___Философы разных времен и народов: Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, Паскаль, Кант, Соловьев, Бердяев, множество других выдающихся умов пытались объяснить человеку, что счастье его в умеренности желаний. Именно умеренность желаний избавляет человека от вечного мучения, от вечной неудовлетворенности. Человечество всегда восхищалось своими гениями, но никогда не следовало их советам. Все основные религии мира – Христианство, Мусульманство, Буддизм, Даосизм призывают человека к умеренности своих страстей, желаний, утверждая, что усмирив свои ненасытные желания он приобретет душевное спокойствие, внутреннюю гармонию и будет счастлив. И философы и религиозные деятели пытались и пытаются избавить человека от «вечного мучения». И человек вроде бы и не против, и не возражает, но почему-то не может. Ответ прост: хотеть легче, чем не хотеть. Хотеть не надо себя заставлять, а не хотеть надо. Сколько времени существует человек на Земле – он все время хочет больше того, что имеет: больше денег, лучшую пищу, лучшее жилье, машину, работу, больше любви, больше власти, больше славы и т.д. И вот здесь рождается философия маркетинга, рождается как плод вечной ненасытности человеческой сущности.
___Можно сказать, что маркетинг – стихийная философия, пронизавшая сегодня все структуры общества, все его сферы жизни. Это жестокая практическая философия, которую используют сегодня все: бизнес, политика, религия, культура, спорт, армия. Сознательно или бессознательно, но сегодня все мы, все человечество, не смотря на предупреждения величайших мыслителей, основоположников ведущих мировых религий, стали жертвами и носителями этой философии, которая, вне всяких сомнений, будет определять будущее человечества ближайшие тысячи лет.
___Итак, центральная категория философии маркетинга – это человеческое желание. Котлер лукавит, когда говорит, что «эти нужды не создаются усилиями Медисон-авеню, а являются исходными составляющими природы человека». То, что пишут апологеты маркетинга в своих книгах, о том, что человеческие желания не создаются усилиями из вне, а являются исходными составляющими природы человека, уже давно не соответствует действительности. Философия маркетинга достигла такого уровня развития и проникновения в человеческое сознание, что уже не нуждается в оправдательных и поддерживающих мнениях. Наоборот, ситуация такова, что уже нужно не защищать маркетинг, а искать защиты от него.
___Человеческие желания перестали быть исходными человеческой природы, они стали культивируемы и выращиваемы также, как картофель в поле. Философия маркетинга переросла уровень выявления и удовлетворения желаний и достигла уровня их создания! Человек в своих желаниях более не принадлежит себе. Еще вчера смотря на себя в зеркало он не догадывался о том, что у него есть неудержимое желание иметь мускулистый пресс с квадратиками на животе и, соответственно, потребность приобрести чудо – тренажер. Вчера он не задумывался, но сегодня, после того, как он на экране телевизора увидел, как герою рекламного ролика, который пользовался этим тренажером, очаровательная блондинка провела медленно рукой по мускулистому прессу, желание иметь такой тренажер, порождаемое чувством зависти, начало невольно возникать. И с каждым просмотром это желание становилось сильнее.
___Каждый день каждый человек погружается в благодатную почву по выращиванию желаний. На каждом шагу, каждую минуту мелькают счастливые, радостные лица обладателей кремов, мазей, автомобилей, стиральных машин, туристических путевок, кредитных карточек; на светских тусовках брызжут счастьем роскошной жизни звезды эстрады; с экранов слышны крики радости избирателей, голосующих за какого -то кандидата.
___Философия маркетинга основана на искушении. Маркетинг – оружие, при помощи которого бизнес или политик завоевывает человеческие души. Лежащая в основе маркетинговой философии любовь бизнеса к потребителю – лицемерие, посредством которого бизнес удовлетворяет свои желания, которые в свою очередь – есть желания владельцев этого бизнеса, так же формируемые философией маркетинга. Маркетинговая философия трансформирует цели бизнеса. Цель – не деньги, а власть над сознанием. Деньги – одно из средств достижения цели. Но главное, пустить пыль в глаза Его Величеству Потребителю, что его сознанием никто даже не пытается манипулировать.
___Прямое следствие философии маркетинга – невозможность насыщения: утоленный голод порождает еще больший голод. Философия маркетинга – философия вечного голода. Под воздействием этой философии происходит постоянная трансформация общества в сторону еще большего потребления, в общество самовозрастающих желаний, примитивных, с точки зрения интеллектуального, духовного богатства человека, но сильных и безкомпромисных. Общество, которое формируется, это не просто «Общество потребления», это «Общество Великого Ненасыщения».
___Философия маркетинга непрерывно формирует стереотипы жизненных ценностей и принципов поведения: роскошные дома, роскошные автомобили, рестораны, дорогая одежда как само собой разумеющиеся доминирующие ценности.
___Ни одна философская концепция не несла в себе большей угрозы человечеству, чем философия маркетинга. Под ее воздействием происходит своего рода духовная деэволюция человечества. Она пропагандирует примитивные ценности, которые легко получить за деньги. Человек становится не в состоянии познавать себя, реализовывать себя как творческую личность, что по Бердяеву является главной характеристикой Человека. На познание себя у него не остается ни времени, ни желания. Все время должно тратится на поиск средств и на удовлетворение желаний. То творчество, которое есть сегодня, не есть духовный взлет человека. Творчество полностью подчинено коммерческим целям. Основная суть творческой деятельности в Обществе потребления – создание потребностей. В начале маркетинг создает то, что затем удовлетворяет. При этом деньги всегда идут в одном направлении: желание – удовлетворение. Итак, в действительности маркетинг – это далеко не то, о чем говорили Котлер и Траут. Философия маркетинга направлена не на удовлетворение человеческих потребностей, а, прежде всего, на их создание. Философия маркетинга – не инструмент, а причина маркетинговых войн.
___Философская система маркетинга без иллюзий:
—1.) Человек раб своих желаний.
—2.) Предела желаниям не существует.
—3.) Желание – бесконечное мучение.
—4.) Счастье в удовлетворении желаний.
—5.) Желания человека культивируемы из вне.
—6.) Искушение – основной метод культивации желания.
—7.) За удовлетворение желания человек готов платить. Чем сильнее желание – тем больше он готов платить.
—8.) Человек – стадное существо, подверженное заражению желанием. Если показать ему, что Этого хотят многие и все, кто получил Это, счастливы, то он тоже будет Этого хотеть.
—9.) Желания одних культивируются для удовлетворения желаний других. Бесконечность желаний одних – залог бесконечности обогащения других.
—10.) Власть и деньги – главные средства для удовлетворения желаний.
___Чем больше власти и денег, тем больше желаний можно удовлетворить. Основные признаки Общества потребления:
—1.) Жизнь в мире иллюзий – норма жизни человеческого общества.
—2.) Доминирование низших желаний и потребностей над высшими.
—3.) Самовозрастание и ненасытность желаний. Чувство постоянной неудовлетворенности. Жажда новых покупок.
—4.) Основная жизненная установка: все желания можно удовлетворить за деньги. Деньги – главная общественная ценность.
—5.) Общественное сознание формируется поставщиками средств удовлетворения желаний, которые через средства массовой информации и другие маркетинговые коммуникации заставляют человека хотеть, и соответственно платить, больше.
—6.) Основная манипуляционная посылка: ты – Его Величество Потребитель. Для того, чтобы простой человек не чувствовал себя пешкой в чьих-то руках, ему внушается идея, что он – Его Величество Потребитель и все что не делает бизнес, делается исключительно для удовлетворения желаний Его Величества.
—7.) Меньшинство постоянно манипулирует сознанием большинства. Не потому, что это желание меньшинства, а потому что так комфортней большинству.
—8.) Культурное поле основано на пропаганде достоинства роскошной жизни. Когда у человека заканчиваются деньги, он выпадает из культурного поля Общества потребления. Ему в нем нет места, он воспринимается как неудачник.
—9.) Провоцируя человека к новым желаниям, бизнес удовлетворяет свои собственные интересы.
—10.) Религия не несет в себе воспитательной функции, а воспринимается как атрибут, символизирующий духовность (нормальность) общества, необходимая часть достойной жизни, так же как и одежда престижной торговой марки.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Управление качеством продукции с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *