философский термин «субъект»

___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала “Продавать-Много.РФ”.
___У многих современных мыслителей, в том или ином виде, можно отметить тенденцию к критическому осмыслению такого фундаментального для новоевропейского мышления понятия, как «субъект». Прежде всего, это относится к работам тех философов, чьи имена, как правило, объединяются в рамках течения, именуемого «постструктурализм». Как справедливо отмечает И.П. Ильин, «основной пафос постструктуралистских выступлений был направлен против традиционного понимания субъекта как суверенного существа, сознательно, независимо и активно предопределяющего свою деятельность и свою жизненную позицию, «вольного в мыслях и делах». Данная проблематика, впрочем, не является постструктуралистской новацией, поскольку тема «кризиса субъективизма» стала разрабатываться еще в рамках структуралистских теорий, а сама возможность постановки субъекта под вопрос была обозначена еще раньше у Д. Юма, Ф. Ницше и других.
___Изначально философский термин «субъект» не имел непосредственного отношения к осмыслению и постижению такого вида сущего, как человек. Однако в результате окончательной кристаллизации теоретических постулатов философии Нового времени именно к человеку по преимуществу начинает применяться данное понятие, именно человек становится «исключительным» субъектом. Представляется, что именно этот сдвиг в понимании субъекта, именно это изменение фундаментальной философской установки явилось истоком утверждения в социальной философии специфического субъективизма. Менее всего философия жизни, если говорить о ее общей устремленности, пытается создать новую антропологию. Ее притязания иные – выявить истинные истоки бытия, разработать другую онтологию, противостоящую предшествующей философской традиции, свести счеты с гегелевским панлогизмом. Для этих целей вводится новое исходное понятие «жизнь», которому придается философский статус.Оно обретает расширительное истолкование, нередко воспринимается как метафора. Если исходить из привычного строгого определения понятийного ряда, то жизнь – это, скорее всего, образ. В нем схвачены три содержательных компонента. Жизнь, во-первых, это своеобразная органическая целостность, внутри которой нет еще различения материи и духа, бытия и сознания. Далее, она воплощает в себе творческую динамику бытия. Жизнь – некий хаос, обладающий огромным созидательным потенциалом. В ней скрыта заранее определенная судьба. Наконец, жизнь можно улавливать, постигать с помощью интуиции, а отнюдь не разума. «Замысел жизни, единое движение, пробегающее по линиям, – подчеркивает Анри Бергсон, – связывающее их между собой и дающее им смысл, ускользает от нас».
___Самый важный философский термин «субъект» – постоянно указывает нам, что всё мы правильно делаем, когда привлекаем объемы на строительство, отделку, ремонт и т.д. Однако противопоставление «жизни» другим сущностям, которые она стремится одолеть, позволяет придать этому образу более конкретное содержание – религиозное, космологическое, историческое. Но в этом разведении различных начал нет ничего специфически антропологического. Жизнь трактуется как нечто естественно-органическое в мировоззрении Ф. Ницше, Л. Клагес, Т. Лессинг, Л. Фробениус и др. В этом качестве она противопоставляется всему механическому, рассудочному. Вместе с тем это размежевание носит как бы надындивидуальный, общекультурный, онтологический смысл. Именно эта онтологизация понятий, которые уже закрепились в философской антропологии (память, дух), придание им космически-обобщенного смысла обеспечивают мощный импульс философскому постижению человека. Тема анти субъективистского подхода в современных социально-философских исследованиях является весьма актуальной и перспективной, поскольку речь идет об осмыслении принципиальной обусловленности человека социальными факторами, имеющими надличностный и принудительный характер, а кроме того, о дезавуировании целостности и самотождественности субъекта. Тезис о «смерти субъекта» (в качестве синонима иногда используют выражение «смерть человека») стал доминирующим в социально-философской мысли 1960-х годов и, как представляется, вплоть до настоящего времени не утратил своей актуальности и аналитической ценности.
___Критический анализ категории «субъект» связан с целым комплексом работ тех философов, чьи исследования определили магистральное развитие постструктуралистской и постмодернистской мысли в последней четверти XX века. Здесь следует, в первую очередь, упомянуть М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делбза и Ф. Гваттари, Р. Барта, Ю. Кристеву, М. Пешб и Р. Брайдотти, Дж. Батлер, помимо этого, необходимо отметить, что сама проблема субъекта была поставлена гораздо раньше – еще в эпоху господства структурализма, и важную роль в этой постановке субъекта под вопрос сыграли Клод Леви-Стросс и Жак Лакан. Среди зарубежных исследователей, в чьих работах анализируется специфика постструктуралистских подходов к субъекту, следует упомянуть таких авторов, как М. Саруп, Р. Бреде, Д. Калуго, В. Лейч, Х. Харрари, Дж. Каллер, Д. Райхман, М. Мориарти и др. Особо стоит выделить книгу Юргена Хабермаса «Философский дискурс о модерне», в которую вошли его лекции, посвященные выяснению той роли, которую играло понятие субъекта в философии модерна. В указанной работе немецкий мыслитель подробно анализирует анти субъективизм Батая, Дерррида, Фуко и др. С одной стороны, в исследованиях отечественных авторов, относящихся к советскому периоду, накоплен достаточно большой материал, посвященный анализу понятий «субъект» и «объект», однако последние анализируются, по большей части, в гносеологическом аспекте; в рамках базового познавательного отношения, что является элементом частичного анализа, но привносит в отечественную казахстанскую и родственную российскую современную философскую мысль возможность появления нового субъектного анализа. Здесь, прежде всего, необходимо назвать работы В.А. Лекторского, К.Н. Любутина, П.В. Копнина, В.Ф. Кузьмина, Ж.М. Абдильдина и А.С.Балгимбаева, Н.И. Сычева и др. Новизна субъектного проблемного поиска и анализа объективирована в начале XXI века наличием универсализации философского и гуманитарного знания, а также смешанным подходом актуальных идей-концептов, которые меняют отношение исследователей к категории «личность», особенно, не в психологических и социологических работах, внедряя анализ личности в качестве философского концепта современности.
___Можно отметить, такой момент в научном поиске современной казахстанской философской мысли, как зарождающийся компонент мыслительного познания в оценке окружающей действительности, на котором подробно останавливается в своей профессиональной философской учебной и научной работе д.ф.н., профессор Т.И. Абжанов. Подводя итоги своих основных философских трудов, Т.И. Абжанов фокусируется на переосмыслении опыта немецкой классической философии, постклассической европейской философской мысли о смысле жизненной ориентации человека модерна в условиях современной нейтрализации личностной установки сознания человека. Данное обстоятельство становления современного социокультурного познавательного компонента в философии было достигнуто тем, что некоторые из перечисленных авторов разрабатывали непосредственно саму проблему субъекта и объекта, иные же останавливались на этих категориях при обсуждении более широких вопросов материалистической диалектики, В 1958 году в республике был создан Институт философии и права Академии наук Казахской ССР; 2018 год-год 60-летия. В 1960-е годы в Институте философии и права была создана творческая группа по разработке актуальных проблем теории диалектики во главе с философом Ж.М. Абдильдиным, которая и дала начало формированию казахстанской школы академической философии. Постановлением Правительства Республики Казахстан №710 от 31 мая 2012 года он был переименован в Институт философии, политологии и религиоведения. В декабре 2010 года видным общественным деятелям Ж. Абдильдину и Е. Рахмадиеву на торжественной церемонии открытия культурно-делового форума, вручена международная премия «Древо жизни». Церемония вручения состоялась в ходе встречи председателя Мажилиса Парламента РК Урала Мухамеджанова с председателем Совета Федерации.
___Федерального собрания Российской Федерации Сергеем Мироновым. Премии казахстанцам вручил С.Миронов. Международная премия «Древо жизни» учреждена Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ, фондом «Древо жизни» и продюсерским центром «Арт-ассамблея» при поддержке Совета Федерации России. Присуждается выдающимся деятелям искусства, науки, культуры, политики и спорта за творческое долголетие. 2018 г. – год столетия становления академического образования советской и российской общественной и философской науки. В 1927-м году при Коммунистической Академии была открыта Философская секция. Институт философии Российский Академии наук был создан в 1928-1929 годах как подразделение Коммунистической академии при ЦИК СССР (2018 год – год 90-летия). В 1936 году в связи с ликвидацией Комакадемии Институт был передан в состав Академии наук СССР. Зимой 1941 года Институт философии был эвакуирован в Алма-Ату, в Москве оставались несколько человек. С 1991 года является учреждением Российской академии наук – уже четверть века является Институтом философии РАН, активно формируя современную новую школу российской философии.
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *