Школа научного управления

___Директор по технологии и качеству нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов ОТК: 
___Школа научного управления образовалась под давлением потребителей на качество продукции. Общепризнанной, точкой отсчета признания менеджмента как науки, принято считать 1886 год, когда бизнесмен Г. Таун выступил на собрании американского общества инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист». В то время наибольший интерес к менеджменту проявлялся в США, где надо было управлять большими организациями, которые возникали при строительстве железных дорог и телеграфных линий, при создании пароходных компаний, в металлургии, добыче угля, текстильной отрасли, машиностроении. К1900 году в США насчитывалось около 1500 предприятий, на которых работало от 500 до 1000 и более человек, и на многих из них уже был накоплен опыт управления, распространением которого занялось американское общество инженеров-механиков (ASME), организованное в 1880 году и существующее до настоящего времени.
___Вначале это коснулось рационализации ручного труда на цеховом уровне управления. Среди ученых, которые занимались этим направлением, называют Фредерика Тэйлора, Френка и Лилию Гилбретов и Генри Гантта. Доклад Тауна произвел большое впечатление на Фредерика Тейлора, 30 – летнего американца, который собирался получить в Европе юридическое образование, но вернулся в США и работал сначала рабочим, а затем мастером в цехе, инженером и управляющим. Благодаря этому он на собственном опыте, изнутри хорошо усвоил мотивы поведения рабочих и их взаимоотношение с мастерами и руководством предприятия. После доклада Г. Тауна Ф. Тейлор, будучи уже инженером, стал активно пропагандировать свои методы управления посредством заданий и поначалу не называл свои методы «научным управлением».
___Его система управления исходила из того, что рабочих можно разделить на работников первого класса и на средних работников.. К работникам первого класса Тейлор относил тех, кто заинтересован в том, чтобы выполнить работу в минимальный срок, а средние работники из-за отсутствия стимулов изначально настроены на облегченные нормы выработки, на работу «с прохладцей» (притворство). Для борьбы с притворством и нерациональными трудозатратами Тейлор считал необходимым совершенствовать приемы ручного труда путем наблюдения, анализа и систематического, научного хронометрирования. Это дает возможность рационализировать труд, устанавливать более высокие нормы выработки, давать четкие инструкции по выполнению работ и на этой основе повышать производительность труда и мотивацию работников, переводя их из разряда средних работников в работников первого класса.
___Введя систему точных заданий (идею урока), стандартизацию орудий, инструмента и инструкционные карточки для рабочих, он добился существенного повышения производительности и качества труда там, где привыкли работать по старинке. Например, после тщательного исследования и хронометрирования трудовых операций складских рабочих на металлургическом заводе им было установлено, что рабочие первого класса могут перегрузить в день по 47 тонн чугуна в чушках вместо 12…13 тонн, которые в то время перегружались средними рабочими в привычном режиме. При этом для обеспечения необходимой мотивации Тейлор предложил на 60 % повысить оплату труда. В другом случае компания по производству подшипников качения для велосипедов по его рекомендации повысила эффективность работы отдела технического контроля, сократив при этом количество работниц со 120 до 35. Для установления нормальных условий работы и мотивации труда работницам была вдвое увеличена зарплата, установлены перерывы для отдыха от напряженной концентрации внимания при контроле и на два часа уменьшена продолжительность рабочего дня. Известно также, что Тейлором была установлена оптимальная емкость лопаты (21 фунт — 8,6 кг), с помощью которой рабочий в течение дня может перебросить максимальное количество железной руды и угля.
___В этом же направлении работали супруги Ф. и Л. Гилбреты в строительном деле, которые, применив киносъемку и секундомер, сократили количество движений рабочего при кладке кирпича с 18 до 4,5, повысив производительность на 50 %. Занимаясь анализом микродвижений, Гилбреты определили 17 базовых движений рабочего, которые они назвали терблигами, (терблиг — это гилбрет наоборот). Но они не ограничились системой Тейлора, а развили ее, дополнив научный менеджмент промышленной психологией, учетом факторов производственной среды и утомляемости работников и гораздо большим вниманием к мотивации рабочих, чем это было у Тейлора.
___Поскольку внедрение системы Тейлора приводило к сокращению рабочих, она вызывала сильное противодействие с их стороны, вплоть до забастовок. Дело дошло до того, что его систему хотели запретить на законодательном уровне, и он вынужден был давать показания в конгрессе США. При этом он призывал конгрессменов шире посмотреть на его систему, обратить внимание на то, что повышение производительности труда способствует общему развитию экономики, и рабочие, уволенные с одного предприятия, найдут себе работу на другом. Он обоснованно отвергал обвинения в том, что стремится повысить производительность труда любой ценой, в ущерб интересам рабочих.
___Характерными чертами его «научного управления» были следующие принципы: наука вместо традиционных методов производства (рационализация ручного труда путем наблюдения, анализа и систематического, научного хронометрирования); подбор, обучение и тренировка рабочих; сотрудничество и равномерное распределение труда между ад – министрацией и рабочими; развитие каждого рабочего до максимальной производительности (установление более высоких норм выработки путем четких инструкций по выполнению работ, стандартизации орудий и инструмента и точных заданий); повышение благосостояния рабочих за счет должной мотивации работников.
___В своих принципах Тэйлор учитывал значение «человеческого фактора», устанавливал хотя и высокие, но разумные нормы выработки путем совершенствования методов ручного труда, Он обращал внимание на то, что благосостояние предпринимателя не может иметь места в длительной перспективе, если оно не сопровождается благосостоянием рабочих. Но для этого рабочий должен работать с максимальной производительностью, а не «с прохладцей». Логическим завершением и целью своего научного менеджмента Тейлор считал преодоление антагонизма между работниками и нанимателями, совершение ментальной революции в сознании рабочего (перестройку умонастроения), что должно изменить его отношение к работе, к товарищам и нанимателям.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Управление качеством продукции с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *