Ответственность в технике

___Генеральный директор нашей компании “Продавать-Много.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов различных направлений:
___Ответственность в технике, за технику и с помощью техники.
___Никогда еще прежде в истории на человека не возлагалась столь большая ответственность, как сегодня, ибо еще никогда он не обладал столь большой — многократно возросшей благодаря технике — властью над другими людьми, а также над другими природными существами и видами, над своей окружающей средой и даже над всем живым на Земле. Сегодня человек в региональном или даже в глобальном масштабе может уничтожить свой собственный вид и все высшие формы жизни или, по меньшей мере, причинить им огромный ущерб.
___Однако ущерб может нанести не только сила оружия, но и развитие с благими намерениями, в интересах человечества или отдельных групп, в кумулятивном и синэргетическом взаимодействии многих действующих лиц. Кто в таком случае несет ответственность? Ведь не один же только отдельный человек — например, при синэргетическом эффекте, только во взаимодействии многих факторов, перехлестывается порог безопасности. (Примером могут служить кислотные дожди, которые, впрочем, еще в 1872 году описал Давид Смит в числе прочих «негативных воздействий»!) Являются ли, таким образом, все ответственными? Ведь тоже нет. Это приводило бы к такому распределению ответственности, которое не влекло бы за собой никаких последствий. Когда все ответственны за все, когда «каждый отдельный человек ответствен за целый мир», как писал И. Вайценбаум в книге «О силе компьютера и бессилии разума», тогда уже, действительно, никто ни за что не ответствен. Ответственность не может быть всеохватывающей. Но должна ли она всегда взваливаться исключительно на плечи отдельных людей? Не нуждаемся ли мы в эпоху сложных системных взаимосвязей — в особенности, ввиду уже упомянутых синэргетических и кумулятивных эффектов — в ответственности, выходящей за рамки чисто индивидуальной ответственности, за непосредственно нанесенный ущерб и в соответствующей ответственности в рамках групповой этики? Прежде чем мы подойдем к теме «ответственность», следует разъяснить само понятие «ответственность». Что значит ответственность? Нести ответственность означает: быть готовым или быть обязанным давать ответ — отвечать кому-нибудь за что-нибудь. Мы ответственны не только за что-то (поступок, задачу, управление и т.д.), но и по отношению к кому-то или перед некоторой инстанцией. Религиозный человек, который верит в Бога, сознает себя ответственным перед ним. В двух интересных статьях об ответственности в организациях и в инженерном деле американский философ Джон Лэдд обсуждает четыре понятия ответственности, которые получили известность прежде всего благодаря исследованиям Харта по философии права. Харт отличает причинную ответственность за действия (причем, включая негативную причину, например, возникновение аварии из-за бездействия) от ответственности в силу обязанности (если вольно перевести смысл выражения liability-responsibility), согласно которой кто-то ответствен за нежелательное или наносящее ущерб положение дел в том смысле, что он должен предоставить или выплатить компенсацию, либо должен быть подвергнут штрафу, или санкциям со стороны какого-нибудь органа социального контроля. Далее обсуждается вопрос об ответственности за выполнение задачи и ролевой ответственности, которая неразрывно связана с ролью, обусловленной той или иной профессиональной деятельностью. Наконец, у Харта приводится ответственность за способность выполнять задачу или роль, способность, которая скорее относится к правовому контексту при решении вопроса, в состоянии ли некто понимать, планировать, осуществлять, оценивать события и обладает ли он соответствующими познавательными управленческими качествами, а также требуемой квалификацией. Лэдд упрекает Харта в том, что он не приводит также и пятый вариант, а именно, подотчетную ответственность перед тем или иным лицом за нечто, названное Лэддом непонятным и неудачным термином «организационная ответственность». Как бы там ни было, во всяком случае, важно, что все эти специфические виды ответственности ограничены и строго определены, и лишь в известной мере относятся к тем или иным лицам. Он пишет, что эти виды ответственности в обществе часто «используются в качестве средства избежать ответственности в более полном моральном смысле». В то время как эти специфические формы ответственности (как, скажем, ответственность в силу обязанности) относятся коллективно также к союзам или группам, при моральной ответственности этого не происходит. Она индивидуальна; к тому же она неограниченна и не поставлена в строгие рамки, ее нельзя снять с себя, она не управляется одними лишь внешними нормами и правилами, но зависит от ситуации. Хотя, согласно Лэдду, моральная ответственность может относиться также и к индивидам в группах, все же ее коллективно не несет сама группа таким образом, что индивиду не положено никакой ответственности или что он несет только небольшую часть таковой: моральная ответственность «не является чем-то таким, что может быть распределено между индивидами или что распространяется исключительно на одного из индивидов по сравнению с некоторым другим.
___
__________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Торговля на финансовых рынках, Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *