гуманитаризация системы образования

___Здравствуйте уважаемые читатели моего информационного портала “Продавать-Много.РФ”.
___Проводимая в последние годы гуманитаризация системы образования, реализуемая через чтение целого спектра курсов историй – философии, культуры, искусств, религии и т.п., имеет, на наш взгляд, тот недостаток, что ориентирует студентов преимущественно на достижения прошлого. Изучение этих курсов, безусловно, полезно, ибо обогащает тезаурус, формирует интеллект, воспитывает нравственно. Однако если головы повернуты назад и прошлое доминирует над настоящим, то это явно бесперспективно. Знание, например, апорий Зенона, изучение “Критики чистого разума” Канта, “Науки логики” Гегеля или даже трудов Н. А. Бердяева еще не выводят нас на современный уровень мышления, равно как и возврат к религии, восстановление церквей не способствует постижению информационных технологий.
___Подлинная гуманитаризация образования, высокий уровень культуры мышления и принятие компетентных решений возможны лишь при интегрировании прошлого опыта с достижениями сегодняшнего дня, при овладении огромным потенциалом знаний, накопленных человечеством за последние 40-50 лет. Именно поэтому настоящая книга нацелена на мировоззренческое освоение* массива знаний эпохи НТР на популярное изложение результатов исследований по философскому обобщению этих знаний для широкой публики. Следует отметить при этом две доминирующие проблемы, рассмотрение которых проходит красной нитью через всю книгу, – это феномен самоорганизации материи, социума и нелинейность процессов.
___Процесс глобальной самоорганизации человеческого общества проявляется ныне в следующем. Несмотря на то что отмеченные выше перемены в человеческом обществе проходят в обстановке борьбы между социальными системами и государствами, общественными классами, нациями или соперничающими компаниями за достижение каждой из сторон своих целей и интересов, формируются и пробивают себе дорогу новые прогрессивные тенденции в развитии земной цивилизации: во-первых, это возрастание приоритета общечеловеческих ценностей и идеалов (в политике, экономике и социальной жизни стран), которые постепенно становятся ориентирами во взаимоотношениях между народами. Человечество всегда стремится к справедливому будущему. Когда банкротство физ лиц стоимость будет иметь невысокую и оптимальную для плавного и необреминительного списания долгов. Идеи свободы, равенства и братства витали в головах людей задолго до Маркса и еще до него были провозглашены социалистами-утопистами. Можно лишь сожалеть, что, совершив Октябрьскую революцию и провозгласив эти идеалы, мы упустили реальную возможность достичь их в своей стране, хотя и, казалось, были “рождены, чтобы сказку сделать былью”. В книге анализируются истоки и причины неудачи социального эксперимента у нас. Однако идеалы социальной справедливости, прав человека и счастливой жизни остались, они живы. Более того, они успешно реализуются в той или иной форме в других странах; во-вторых, природосбережение, переход к безотходным технологиям, обеспечивающим экологическое благополучие и выживание человечества. Эта тенденция, видимо, станет одной из главных в жизнеустройстве людей в XXI в.; в-третьих, разоружение, стремление к миру между народами, основанные на понимании недопустимости войн и социальных катаклизмов в условиях высокоорганизованных и хрупких инфраструктур экономики и энергетики в электронно-ядерный век, с одной стороны, и огромной разрушительной мощи современной военной техники-с другой; в-четвертых, тенденция, способная реализовать все предыдущие, – интеграция государств, их экономики и культуры, сотрудничество народов во имя прогресса человечества*, сохранения жизни как высшей ценности во имя “бессмертия живого вещества и космического Разума” (В. И. Вернадский).
___Философы, особенно отечественные, должны понять, что наука ныне вышла на принципиально новое понимание мира на всех уровнях – физическом, биологическом, экологическом и социально-экономическом. “Утверждением нового понимания фактически заканчивается рожденная европейским Ренессансом эра человека, заявившего свои претензии на роль демиурга, полновластного и ничем не ограниченного творца. Понимаемый таким образом человек оказался утопическим человеком, мир – утопией, зачастую очень горькой и даже (наш в три четверти века страшный опыт) трагической утопией”.
___Сегодня утверждается понимание мира не как проекта, который можно просчитать по элементарным законам линейной перспективы и предначертать до конца (традиция Платона-Гегеля-Маркса), до конечной “светлой” цели (например, прусское государство у Гегеля, коммунизм у Маркса), а как глобальной самоорганизующейся системы, живущей по нелинейным законам. Такой подход к исследованию мира, наряду с системным подходом и принципом историзма, уже оправдал себя в физике, химии, биологии, технике, показав в бесчисленных примерах, что мир нелинеен. Однако такое миропонимание еще не утвердилось в нашей экономике, не коснулось нашей философии. Обоснованная нами в 1970 г. новая, нелинейная концепция спирали развития (с множеством плодотворных ее следствий для материалистической диалектики) представляется нам первым шагом в философском освоении нелинейности.
___Таким образом, книга не повторяет, не дублирует известные положения диамата, изложенные и пересказанные в десятках учебников, а делает попытку теоретического “прорыва” вперед на основе творческой переработки новых знаний. Постановка проблем. В работе, опираясь на диалектическое законы и категории, путем системных исследований и обобщения новых данных в области естествознания и техники, а также путем анализа социальной практики последних десятилетий нами сделана попытка ответить на актуальные (дискуссионные или еще не исследованные) в философской науке следующие вопросы. Каков механизм активности и саморазвития материи? Как с ним взаимосвязана эволюция видов отражения и информации? Имеет ли механизм управления свой генезис, свои этапы развития от низшего к высшему? Каковы его системо организующая роль и философский статус? Какова обобщенная модель механизма управления и ее структура? Каков механизм эволюции живой природы? Имеется ли структурное сходство между механизмом этой эволюции, обобщенной моделью управления и процессами познания? И что из этого следует?
___Открытые системы и проблема развития – какова их взаимосвязь? Какова роль внешней среды? Верен ли известный стереотип, утверждающий, что “каждая из основных форм движения материи развивается исключительно на базе своих внутренних противоречий”? В чем сущность самоорганизации? Какова ее взаимосвязь с феноменом управления, с его ограничениями? Каково соотношение понятий “управление”, “исправление”, “перестройка”? Какова роль элементов симметрии и асимметрии в структуре обобщенной модели управления? Какова взаимосвязь парных понятий: “устойчивость” и “изменчивость”, “функция” и “структура”, “движение” и “развитие”? В чем сущность системного подхода и каковы его атрибуты и структура.? Кто прав в многолетнем споре о сущности информации атрибутисты или функционалисты? Достаточно ли на сегодня данных, чтобы информацию назвать философской категорией? Каков механизм ускорения темпов общественного прогресса? Является ли интенсификация информационных процессов объективной исторической закономерностью? Что собой представляют конкретные “рычаги” интенсификации информационных процессов? Каковы динамика их развития и воздействие на обобщенную модель управления? Почему нам не удалось реализовать известные программы ускорения? Каково философское значение кибернетизации хозяйственного механизма для НТП? Каковы значения феномена “распределенного управления” и его следствий? Каково значение соблюдения экономических законов для процессов самосовершенствования социальных систем? Какие общечеловеческие ценности и стимулы имеют решающее значение для эффективности экономического и социального прогресса? В чем философская сущность рынка и возможен ли он без частной собственности? Как учитывать в народнохозяйственном механизме возрастание роли динамических факторов в эпоху НТР? Каково значение фактора времени для НТП? Как отразить и вписать в концептуальный аппарат материалистической диалектики нелинейность реальных процессов, всеобщность которых теперь доказана.? Адекватна ли в этом плане известная “расширяющаяся вверх” спираль развития объективной реальности? Какова новая концепция спирали развития? Каковы методика построения, естественнонаучные и философские обоснования сходящейся спирали? Имеют ли скачки свою диалектику? Какова она и от чего зависит? Каково здесь соотношение экстенсивных и интенсивных факторов? Какова диалектика внутренних противоречий? Зависит ли она от возрастающего уровня организации структуры? Какова макродинамика структур и метаструктур? Какое отражение находит в них нелинейность как всеобщая закономерность? Что вносит новая концепция спирали развития в понимание закона отрицания отрицания? Какова новая естественнонаучная – информационная – картина мира.? Находит ли отражение на сходящейся спирали развития человеческого общества определенная социализация капиталистических стран и кризис социализма в социалистических странах? Как объяснить эти явления? Что нового вносит в социологию информационная революция и каковы общие черты наступившей информационной цивилизации? Какие ошибочные установки в теории научного коммунизма предопределили нежизнеспособность этой теории? И какие деструктивные моменты при практической реализации этой теории внесли наши вожди, “окончательно построившие” и, далее, сделавшие “развитым” социализм, но на деле создавшие тоталитарное государство с крайне неэффективной экономикой? Что вносит синергетика в философию, в теорию развития? Что показывает анализ эффективности командно-административных систем в экономике? Каково место человека в обществе? Отомрет ли государство в будущем? Каковы структура правового демократического государства и значение в ней 4-й и 5-й властей? Каково место философии в общей системе знаний и должна ли философия быть партийной наукой? Все эти вопросы имеют прямой выход в мир сегодняшних проблем экономического и социального развития, являясь отдельными, но взаимосвязанными гранями современного научного мировоззрения. Актуальность их исследования и решения несомненна.
___В порядке постановки проблем исследований раскроем вкратце современное состояние перечисленных нами вопросов. Для понимания процесса усложняющегося упорядочения связей во взаимодействиях и саморазвития материи важнейшее значение имеет раскрытие феномена активности материн. “В отечественной философской литературе самодвижение материи почти не исследуется. Еще меньше внимания уделяется вопросу об активности, хотя она не менее реальна, чем самодвижение”.
___Механизм активность материи пытался объяснить В. И. Кремянский возникновением в объектах неких “внутренних напряжений”: “… для того, чтобы возникла простая форма активности, необходимо и достаточно, чтобы образовалась какая-то система, имеющая внутренние напряжения… Именно с внутренних напряжений и начинается возникновение активности”. В этой концепции больше натурфилософии, чем объяснения причин (и истоков) активности материи и его самодвижения. Откуда берутся “внутренние напряжения”, какова их природа? То ли это лишь результат внутренних противоречий (в закрытой системе), или они возникают под влиянием внешних воздействий (в открытой системе)? Нет системного подхода к проблеме, не соблюден и принцип историзма, не прослеживается генезис форм активности.
___Истоки возникновения активности и самодвижения, на наш взгляд, следует искать в феномене отражения воздействий внешней среды, т.е. в открытых системах. В данном учебном пособии всесторонне обосновывается тезис о том, что причиной активности и самодвижения являются отклонения параметров объекта от нормы при его взаимодействии с внешней средой. Именно благодаря отклонению возникают его отражение, информация, обратная связь, которые в конечном итоге формируют контуры циркуляции информации, образуя функциональные системы.
___Для познания механизма развития материи от низшего к высшему, от простого к сложному существенное значение имеет познание генезиса феномена управления и его системно организующей роли. Однако наши философы как бы не замечают того, что вся живая. природа и социальная сфера буквально сотканы из бесчисленного множества контуров управления (и самоуправления) разных уровней. Некоторые авторы допускают лишь, что “управление и связь наблюдаются на разных уровнях движения, в том числе на уровне общественных отношений”. Заявляют, что “в природе не существует подобного самостоятельного явления как механизм управления”, что он “не может иметь философского статуса”. В философской науке этот важнейший философский и социальный феномен действительно, как признают сами философы, “мало изучен”, генезис его не прослежен. Соответственно и в учебниках по философии понятие управления в лучшем случае упоминается мимоходом, структура его и негэнтропийная функция не раскрыты.
___Философ А. А. Крушанов сетует на отсутствие в философской науке “надежно разработанной обобщенной модели управления, задаваемой на уровне его наиболее существенных признаков”. Мы отвечаем: есть такая модель! Она, обобщенная до мировоззренческого уровня, задана именно на уровне наиболее существенных признаков управления и изложена в данной книге.
___
___
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *