Техническое регулирование

___Директор по технологии и качеству нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов ОТК: 
___Техническое регулирование в Российской Федерации строго регламентируется надзорными органами. В соответствии с реформированием технического регулирования, осуществляемым в России с 2003 года, введены новые правила установления требований к продукции и подтверждения соответствия этим требованиям, новый порядок аккредитации и Государственного надзора за соблюдением обязательных требований к продукции. Все это оказывает непосредственное влияние на управление качеством продукции и услуг.
___До реформы технического регулирования требования к продукции в бывшем СССР устанавливались в государственных стандартах, на обложках которых вверху было напечатано: несоблюдение требовании стандарта преследуется по закону. Это означало, что все требования стандартов были обязательны для исполнения и контролировались государством, независимо от того, влияют ли они на безопасность продукции, или устанавливают ориентиры потребительских свойств, не влияющих на безопасность.
___Техническое регулирование в конце 1980-х годов, в условиях перевода экономики страны на рыночные отношения, потребовалось внести изменения в систему стандартизации, приблизить ее к практике развитых капиталистических стран, предоставив предприятиям по соглашению с потребителями самостоятельно определять уровень потребительских свойств, не влияющих на безопасность. В 1990 году было принято постановление Совета министров СССР от 25 декабря 1990 г. № 1340 «О совершенствовании организации работ по стандартизации». В этом постановлении устанавливалось, что государственные стандарты содержат обязательные и рекомендуемые требования к качеству продукции. К обязательным были отнесены требования, обеспечивающие безопасность продукции для жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции. Эти требования контролируются органами государственного надзора. К рекомендуемым требованиям были отнесены требования, характеризующие потребительские и другие свойства, необходимость применения которых определяют изготовитель и потребитель при заключении договоров. Но и обязательные и рекомендуемые требования устанавливались в стандартах, что определяло их соответствующий статус. В 1993 году были приняты законы «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг», которыми регулировалась деятельность по стандартизации и сертификации совместно с рядом подзаконных нормативных документов, устанавливающих порядок и правила проведения работ в этих сферах.
___Тем не менее, несмотря на разделение требований стандартов на обязательные и рекомендуемые, на практике продолжалось неоправданное вмешательство органов власти в деятельность предприятий. Различные ведомства самостоятельно устанавливали перечни продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, в результате чего номенклатура такой продукции и услуг чрезмерно разрасталась. Это увеличивало расходы предприятий на сертификацию, которые относились на себестоимость продукции, что повышало ее цену, а, значит, снижало конкурентоспособность. Количество официальных документов по качеству и безопасности достигло десятков тысяч. Разобраться и уследить за ними стало практически невозможно. В результате действующие правила в сферах стандартизации и сертификации на практике не обеспечивали требуемого качество и безопасность продукции для людей и окружающей среды. По некоторым данным до 60% товаров, к которым предъявляются обязательные требования стандартов по безопасности, не соответствовали этим требованиям.
___Кроме того, российские правила деятельности по стандартизации и сертификации уже не соответствовали новым правилам, существующим на внешнем рынке, что стало одним из препятствий для принятия России во всемирную торговую организацию (ВТО). В Европе техническое регулирование осуществлялось уже в рамках Нового подхода к технической гармонизации и стандартам, принятого в 1985 году, и Глобального подхода к техническим условиям, испытаниям и сертификации, принятого в 1989 году. В соответствии с этими подходами статус обязательных требований по безопасности и экологической чистоте продукции был существенно повышен, так как они стали устанавливаться в европейских директивах, которые действуют в странах – членах ЕС на уровне обязательных законодательных документов. Потребительские свойства, не влияющие на безопасность, и остальные, более конкретные требования к продукции, были переведены в гармонизированные с директивами стандарты, добровольные к применению.
___Учитывая сложившуюся в РФ внутреннюю ситуацию и требования ВТО, в конце 2002 года был принят закон «О техническом регулировании в Российской Федерации» (№ 184-ФЗ от 27.12.2002). В соответствии с принципом, заложенном в законе, обязательные требования по обеспечению безопасности людей и окружающей среды должны так же, как в Европейском союзе, устанавливаться на законодательном уровне, и их соблюдение должно контролироваться государством, а обеспечение высоких потребительских свойств, не влияющих на безопасность товаров, должна диктовать производителям конкуренция. Этот закон отменил прежние законы о стандартизации и сертификации, ввел новые подходы к управлению качеством продукции и услуг и приблизил техническое регулирование в РФ к европейской практике.
___В приведенных выше примерах кратко изложено содержание разных школ, методов и подходов к управлению по мере менеджмента и управления качеством. Интересно при этом отметить, что появление многих новых подходов, начиная с тейлоровской школы научного управления, как правило, сопровождалось переоценкой их возможностей, вплоть до того, что некоторые подходы считались сначала чуть ли не панацеей в решении всех проблем управления. Но после того как обнаруживалось, что есть области, которые не поддаются действию того или иного нового подхода, он, так же как и другие подходы, появившиеся ранее, занимал свою нишу в науке управления, обеспечивая эффективность управленческих действий в своей области.
___При использовании разных подходов к управлению важно помнить, что процессный, системный и ситуационный подходы занимают среди них особое место. В отличие от других подходов они не дают конкретных рецептов по реализации тех или иных управленческих функций. Процессный подход показывает, как сформировать процесс управления, системный подход обращает внимание на взаимосвязь всех частей управляемого объекта как системы, чтобы учитывать это при воздействии на каждую из частей, аситуационный подход — на необходимость учета конкретной ситуации, складывающейся в результате взаимного влияния внешних и внутренних факторов. Поэтому при использовании тех или иных подходов в управлении качеством важно всегда иметь в виду, что каждый из рассмотренных подходов и методов решает свои задачи, и их применение зависит от конкретной ситуации и целей, стоящих перед организацией.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Управление качеством продукции с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *