Кантовский вопрос об условиях возможности и значимости

___Генеральный директор нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов: 
___«Кантовский вопрос об условиях возможности и значимости научного познания стал вопросом о возможности интерсубъективного взаимопонимания относительно смысла истинности предложений или же систем предложений. А это может означать, что Кантова критика познания как анализ сознания оказалась преобразованной в критику смысла как анализ знаков», – заключает Апель. Именно эту программу семиотической трансформации трансцендентальной философии он находит реализованной в философии Ч. Пирса, «Канта американской философии».
___Поиски Пирса, на взгляд Апеля, диктовались кантовской постановкой вопроса, а именно «как возможные синтетические суждения науки». Предлагая альтернативную систему категорий и собственную программу их дедукции, Пирс выдвигает на место «высшего пункта» кантианской философии – «трансцендентального синтеза апперцепции» – принцип «единства консистентности» знания в смысле «семиотического единства согласованной интерпретации». При этом речь идет не об объективном единстве представлений в сознании Я, а о семантической согласованности интерсубъективно значимых описаний мира посредством знаков. Реально, по Пирсу, то, что включено в некое «окончательное мнение неопределенного сообщества исследователей» (ultimate opinion of indefinite Community of investigators). Истины науки символизируют полное согласие ученых. В этом суть его прагматистской интерпретации кантианства, в которой роль ноуменов играет некое ассерторическое приближение познания в дальней перспективе к гипотетическому состоянию полного знания в некоем будущем сообществе исследователей, а роль феноменов – состояние знания в реальном обществе в настоящий момент. Таким образом, неограниченное сообщество экспериментаторов и интерпретаторов становится трансцендентальным субъектом этого постулируемого единства процесса познания. Выделяя это главное философское достижение Пирса, Апель подчеркивает его ограниченность, заключавшуюся в том, что Пирс натурализировал процесс познания, отводя в нем решающее место эксперименту, а не интерпретации. Тем не менее в рамках совершенной трансформации Пирсу удалось представить традиционную проблематику теории познания как предмет теории коммуникации. «Безграничный процесс познания в качестве реального социального процесса с неясным фактическим исходом является предметом сразу и логики, и этики».
___Апель не был бы представителем традиции континентальной философии, если бы просто воспринял постулаты аналитической философии и занялся анализом языка. Большую роль в его философском становлении играла герменевтика Гадамера с его учением о предпонимании смысла, а также онтологическое истолкование Хайдеггером языка. В хайдегге- ровской концепции экзистенциальной онтологии Dasein Апель видит новую постановку трансцендентального вопроса о «предпонимании» жизненного мира как «раскрытия смысла бытия». Однако иррационализм и релятивизм этих подходов не устраивал Апеля. Гораздо ближе ему была гуссерлевская концепция жизненного мира, в которой совершается первичная осмысленная коммуникативная жизнь, хотя и верная парадигме философии сознания.
___Таким образом, в концепции трансцендентальной прагматики Апель стремится соединить несоединимое – дополнить сциентистскую концепцию языка ее гуманистически- герменевтической интерпретацией. Поэтому философию Апеля будет правильнее всего рассматривать как герменевтическую альтернативу аналитической философии и ориентированному на синтактико-семантический аспект логическому анализу языка. Апеля интересует не сам язык, а те априори смысла, которые языку предшествуют и его предопределяют. Т.е. специфическим в этом подходе является ориентация не на лингвистический анализ употребления языка, входящий в задачи лингвистики как эмпирической науки, а на рефлексию языкового опыта и реконструкцию его априорных структур. Ориентация на динамичный прагматический аспект и более широкий контекст постановки вопроса о языке позволяет Апелю подойти ближе к проблемам коммуникации, чем философам – представителям «лингвистического поворота».
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *