Понятие прагматики

___Генеральный директор нашей компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет для повышения квалификации специалистов: 
___Понятие прагматики восходит к классификации Ч. Пирса, разделявшего изучение знаковых систем на синтаксис, семантику, прагматику. Предмет языковой прагматики составляет анализ употребления языка и повседневной коммуникации между людьми. Конечно, встает вопрос: как такая частная отрасль знания, до которой обычно в учебных курсах даже не доходит дела, может стать центральной философской дисциплиной? Ответ будет понятен, если обратиться к истинному фокусу интереса философа: если синтаксис и семантика являются лишь аспектами языковой коммуникации, то прагматика пытается синкретически осмыслить проблему понимания людей друг другом. Центральный вопрос философской прагматики: как возможна коммуникация и почему главной дорогой к коммуникации становится язык?
___Трансцендентальная прагматика – о чем свидетельствует ее название – ставит задачу определить, при соблюдении каких условий возможна коммуникация. Правила и условия коммуникации образуют нормативную и эвристическую структуру, которая задает рамки существования языка и изучение которой составляет главный предмет философской прагматики. Философский подход трансцендентализма в апелевском исполнении претендует даже на большее: выявляя универсальные правила и условия возможности коммуникации, определять на уровне конкретных содержательных высказываний (в терминологии Канта – «синтетических суждений», а не формальной логики) истинность и ложность суждений! Прагматика становится ядром подхода, позволяющего сделать объектом философского анализа все конкретные сферы человеческой коммуникации, и прежде всего социальные и этические отношения. Таким образом, метод трансцендентальной прагматики помогает Апелю провозгласить весьма амбициозную цель: создать современную философию, способную дать адекватный ответ на вызовы времени.
___Теоретический путь Апеля к понятию коммуникации очень опосредован, как и для любого философа, стремящегося философствовать в рамках традиции. Этот путь идет через понятие интерсубъективности. Традиция, в которой живет Апель, – это прежде всего – европейская традиция философии сознания, кризис которой он остро чувствует. В свое время именно философия сознания позволила избавиться философии от сильных предпосылок в виде метафизической картины мира, существования единого и всезнающего субстанционального мирового Разума. Открытие того, что познание в более непосредственной мере обусловлено сознанием, было важной заслугой Декарта. Время привело к пониманию, что и предпосылка априорной природы очевидностей сознания – сильный философский тезис. В более существенной степени, по убеждению Канта, познание опосредовано трансцендентальными структурами мышления. Язык как трансцендентальная структура описания и познания мира – еще менее сильный тезис, импонирующий Апелю. Но более важная причина обращения к языку кроется в другом. Ни в декартовской традиции философии очевидности, ни в кантовской традиции конститутивной деятельности сознания трансцендентализму не удалось убедительным образом обосновать интерсубъективность познания. В любой из своих форм трансцендентализм постулировал единое в себе абстрактное сознание. Попытка Гуссерля здесь идет наиболее далеко. Но и Гуссерлю, несмотря на то что он непосредственно ставит вопрос о «другом Я», не удается преодолеть посылку методологического солипсизма.
___Эта посылка заключается в том, что субъект познает мир в рамках субъектно-объектного отношения. При этом подразумевается, что познание совершается всеми одинаково и исходит из перспективы некоего «абсолютного трансцендентального сознания» (Гуссерль). Такая перспектива игнорирует социальный, культурный контекст познания (в частности, возможность принципиального непонимания между культурами) и, в общем, не впускает в процесс познания Другого как участника процесса познания и равноправного участника диалога. Фигура Alter Ego всегда вводится в эти построения искусственно. Философия сознания не позволяет найти удовлетворительное объяснение процессу обмена знаниями. Она не учитывает, что раскрытие предмета совершается в диалоге о нем, в межсубъектной интерпретации предмета.
___ 
___________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *