Технократические концепции

___Главный специалист по философии науки в промышленности нашей уникальной компании “ТехноИнжениринг.РФ” пишет: 
___Когда мы говорим о технократических концепциях и о технократах, наш умственный взор естественно направляется на инженера как на центральную фигуру в современной технической деятельности: в проектировании, во всех сферах реализации и применения техники. Именно инженер «держит в руках» технику, и в его деятельности неизбежно возникают не только научные и технические, но и нравственные, психологические, социальные и даже политические проблемы, независимо от того, осознает он это или нет. Поэтому и отношение к инженерам сегодня сложно и подчас противоречиво. На основе превознесения роли инженеров — руководителей производства и менеджеров — возникли технократические концепции, извратившие эту роль. Это в свою очередь вызвало целый поток литературы, в которой одни порицают инженера как деятеля внутри культуры, неспособного выполнять приписываемую ему роль, другие встают на его защиту. 
___В рамках критики технократов сформировалась концепция так называемого «инструментального разума», суть которой сводится к тому, что в процессе профессионального формирования и деятельности инженера в условиях современного индустриального общества формируется механический, рассудочный тип профессиональной деятельности и социально-политического поведения, в котором господствуют «инструментальность», механичность, бесчеловечность и бездумность в общечеловеческом и нравственном планах. Инженер с «инструментальным разумом» может действовать как лишенный гибкого и нормального человеческого интеллекта робот, совершенно не считающийся с человеком и подчинящий все интересам техники и производства. Такой «обесчеловеченный» инженер, по мнению сторонников концепции «инструментального разума», представляет огромную «технократическую» опасность для общества. Против такой довольно мрачной «картины инженера» и в его защиту выступили многие философы техники, в частности Германн Люббе. По его верному в целом мнению, инженер «сам по себе» — как человек — достойный и разумный член общества с благородным призванием служить ему и социальному прогрессу. И только «идеологи», требующие «политической ангажированности» инженера, «развращают» его, призывая его фактически поступать беспринципно, безнравственно и безответственно во всех тех случаях, когда они ожидают, что инженер мог бы в угоду внушенным ему «идеологами» политическим убеждениям попытаться «изменить политическую структуру общества» и с этой целью, например, вывести из строя технические сооружения и таким образом «сыграть на руку экстремистам». Между тем инженер должен руководствоваться сознанием своего морального долга перед обществом и заботиться прежде всего о снабжении его всем необходимым (энергией, водой, продовольствием), пользуясь техническими средствами и рычагами, находящимся в его руках. В этом, по мнению критиков «инструментального разума», и заключается не политическая, а моральная и социальная «ангажированность» инженера, его гражданственность. Читатель сборника обратит, наверное, внимание на эту полемику. Мы хотели бы здесь указать на то, что высокая этическая и нравственная позиция является вместе с тем также и социальной и политической позицией, и высоконравственный инженер вовсе не находится вне «идеологии» и политики. Речь может идти лишь о том, какую «идеологию» и мировоззрение он выбирает и какие нравственные установки ему ближе. И здесь — в формировании этих установок — велика роль философии техники и философии в целом. 
___Значительное место в сборнике занимает группа этических проблем и аспектов техники. В своем существенном влиянии на все сферы жизни общества техника породила множество новых ситуаций в макро- и микросферах общественной жизни. Она сместила акценты во многих наших традиционных представлениях о нравственных и социальных ценностях, о наших ориентациях и принимаемых нами в различной связи социальных и нравственных решениях. 
___Среди этических проблем, непосредственно связанных с техническим прогрессом, можно указать на проблему ответственности. Немецкие философы техники рассматривают это новое направление в традиционной этике в трех аспектах: ответственность по отношению к природе, включая сюда и животный мир, по отношению к человеку и по отношению к самой технике, ее созданию и применению. В частности, философия техники призывает рассматривать природу не в качестве «бесправного объекта» неограниченной эксплуатации, использования ее ресурсов и бесконтрольной ее деформации, а в качестве равноправного партнера, то есть такого же живого существа, как само общество, требующего бережного к себе отношения на основе высоких нравственных норм, на основе этической ответственности со стороны человека. В анализе этой проблематики философия техники и полемика внутри нее конкретны: они рассматривают и оценивают — с философской точки зрения — и проблему неисчерпаемости ресурсов Земли, проблему кислотных дождей, загрязнения атмосферы Земли, вод континентов и Мирового океана, проблему качества пищевых продуктов и многие другие. Сюда, естественно, включаются и проблемы ответственности в сфере технической деятельности в государственных и глобальных масштабах, в широкой экологической сфере. Философия техники ищет и пытается нащупывать пути и способы направления технического прогресса в ответственное, разумное русло.
___ 
________________________________________________
P.S.
___Уважаемый читатель!!! Уверен, что эта интересная информация будет очень полезна для Вас, избавив от множества проблем в повседневной жизни. В знак благодарности, прошу Вас поощрить скромного автора незначительной суммой денег.
___Конечно, Вы можете этого и не делать. В то же время подмечено, что в жизни есть баланс. Если сделать кому-то добро, то оно вернётся к Вам через определённое время в несколько большем количестве. А если сделать человеку зло, то оно возвращается в очень скором времени и значительно большим.
___Предлагаю сделать свой посильный вклад (сумму можно менять):
___
____________________________________________
Запись опубликована в рубрике Философия науки в промышленности с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *